меняется, она становится более доброжелательной, в некоторых случаях даже навязчивой». Жизнь
Розиты стала более размеренной, и к 9 годам ее успеваемость в школе заметно улучшилась. Однако к
15 годам ее психологическое состояние вновь начало ухудшаться. Она предпринимала попытки
суицида, пыталась порезать себе руку стеклом и другими острыми предметами. Я встретился с нею
после ее выхода из больницы. Она была в подавленном состоянии, чувствовала себя нелюбимой и
покинутой. Розита страдала от тяжелой депрессии, в ее словах проявлялась тревожность: «Я
вздрагиваю и пугаюсь без всякой причины. Я просто хочу куда-нибудь уйти и спрятаться от людей,
объяснила она. Я никому не верю, кроме моей подруги Мэри, но даже она думает, что я странная,
когда я себя так веду Мне кажется, будто меня поймали в ловушку или схватили, и я не могу
выбраться». Я продолжил интервью, чтобы выяснить, какие у Розиты были проблемы со сном, и
почему она постоянно плакала и грустила. Розита не забывала о насилии, пережитом в детстве, и
порой у нее возникали навязчивые воспоминания о том, что случилось. «Я чувствую себя завязанной в
узел. Как будто я схожу с ума или что-то в этом роде. Именно в такие моменты я начинаю резать
себе руку чтобы просто почувствовать, что я не сплю, что я настоящая». Порой она даже обвиняла
себя в том, что потеряла семью несколько лет назад: «Неважно, насколько это было плохо, я бы
хотела, чтобы об этом никто никогда не узнал, потому что это не стоило всей перенесенной мной
боли».
У Розиты низкая самооценка, а ее взгляды на будущее пессимистичны. Она очень уязвима и сама
провоцирует издевательства, которые усугубляются из-за ее недостатка самоуважения и ограниченных
навыков самозащиты. Она тяжело переживает разлуку с семьей и испытывает к ней амбивалентные
чувства. Порой Розита обвиняет себя за то, что рассказала о насилии, она жалеет, что о нем узнали
посторонние люди. Хотя она словоохотливая и сообразительная девушка, ее часто одолевают тревоги,
беспокойство и страх, связанные с ее депрессивным состоянием.
Нарушение адаптации
Как происходит развитие детей, которые подверглись насилию или были лишены родительской
заботы? В главе 1 мы говорили о том, что нормальное развитие осуществляется по предсказуемому и
определенному пути. Сначала ребенок овладевает физиологической регуляцией (еда, сон), а затем более
сложными навыками, включая коммуникацию и установление отношений со сверстниками. Тем не
менее в нетипичных и неблагоприятных обстоятельствах, особенно если над детьми совершается
насилие или если они оказываются лишенными родительской заботы, предсказуемость и
определенность исчезают, что приводит к нарушению развития и появлению проблем, связанных с
адаптацией.
Детям, страдающим от жестокого обращения, приходится не только сталкиваться с острыми и
непредсказуемыми вспышками гнева или раздражения родителей или с их предательством, но и
адаптироваться к обстоятельствам окружающей среды, которые создают препятствия в развитии. К
таким неблагоприятным обстоятельствам относится супружеское насилие, разлука с членами семьи,
напряженные отношения в семье, отсутствие возможностей для учебы и неупорядоченный образ жизни.
Дети, подвергающиеся сексуальному насилию, имеют неадекватные представления о самих себе и
окружающем их мире, что приводит к значительным эмоциональным и поведенческим изменениям,
свидетельствующим о попытках детей справиться с неблагоприятными обстоятельствами. Поскольку
источник стресса и страха сосредоточен в семье, детям, испытывающим жестокое обращение,
приходится регулярно искать способы адаптации, чтобы не подвергаться опасности, защищаться и
иметь возможность расти.
Жестокое обращение с детьми, как и другие неблагоприятные факторы, например тяжелые
травмы, вызывают непредсказуемые последствия. Тяжесть последствий жестокого обращения зависит
не только от серьезности и периодичности самих событий, но и от индивидуальных и семейных
характеристик. В результате воздействия стресса, без надлежащей поддержки и помощи семьи,
маленькие дети, которые могли бы развиваться вполне нормально, могут проявлять признаки
значительного регресса (Е. A. Carlson et al, 1999; Farber & Egeland, 1987). У таких детей возникают
многочисленные проблемы, связанные с эмоциями, задержкой речи, и антисоциальным поведением.
Частично ослабить воздействие жестокого обращения может кто-то из близких людей, к кому
ребенок испытывает доверие (Kendall-Tackett et al., 1993; Национальный Совет по исследованиям,
1993). В случаях сексуального насилия над детьми это, как правило, мать (Alessandri & Lewis, 1996). Но
|