близкий человек, к которому ребенок испытывает доверие, может плохо обращаться с ним, хотя
зачастую дети этого не осознают. Тем не менее дети не думают о своих родителях как о жестоких
людях, чаще они адаптируются, насколько это бывает возможно, к своим собственным переживаниям.
Лояльность по отношению к родителям помогает ребенку сохранить связь с ними. Дети уверены, что,
несмотря на свою жестокость, родители могут проявлять к ним внимание, заботу и любовь (Wekerle &
Wolfe, 1996). Кроме того, смягчить последствия жестокого обращения позволяют в некоторых случаях
позитивная самооценка и самосознание ребенка (Cicchetti & Rogosch, 1997).
Даже испытывая недостаток любви и заботы, дети не имеют выбора, поэтому чаще всего они
искажают собственные представления о родителях и стараются думать о них позитивно. Им легче
адаптироваться к обстоятельствам, концентрируя внимание на положительных, а не на отрицательных
моментах взаимоотношений с родителями, что позволяет детям формировать нормальную самооценку.
Эту особенность очень важно учитывать при проведении вмешательства, поскольку отрыв ребенка от
семьи может стать дополнительным негативным фактором, вызывающим нежелательные побочные
последствия (Melton, 1990).
Последствия нарушений развития
Жестокое обращение задерживает или нарушает основные процессы развития, и прежде всего
формирование ранней привязанности и регуляцию эмоций. Это приводит к нарушению саморегуляции
и возникновению проблем, связанных с социальным взаимодействием.
Ранняя привязанность и регуляция эмоций. Постоянные или эпизодические случаи насилия
над детьми, вызывающие дискомфорт у ребенка, негативно влияют на формирование привязанности и
затрудняют саморегуляцию физиологических и эмоциональных процессов. У детей, испытывающих
жестокое обращение, чаще, по сравнению с другими детьми, отсутствует стратегия формирования
привязанности (Finzi, Cohen, Sapir & Weizman, 2000; Main & Solomon, 1990).
Лишенные комфорта, стимуляции и родительского участия младенцы и маленькие дети,
подверженные жестокому обращению, испытывают серьезные трудности в формировании устойчивых
связей с близкими людьми. Вместо этого у них возникает так называемая неустойчиво
дезорганизованная привязанность, для которой характерно сочетание привязанности, избежания,
беспомощности, страха и общей дезориентации (Barnett, Ganiban & Cicchetti, 1999). Отсутствие
устойчивой привязанности повышает риск отставания в социальном и когнитивном развитии, что
приводит к возникновению проблем, связанных с регуляцией эмоций и поведения (Sroufe, Carlson, Levy
& Egeland, 1999).
<Маленький Джейсон никогда не расстается с оружием. Схватив свой пластмассовый пистолет и
резиновый нож, он говорит своей матери: «Если папа придет, я смогу остановить его» («Жизнь с
врагом», фото Donna Ferrato)>
Привязанность между ребенком и родителями, а также психологический климат в семье
оказывают значительное воздействие на регуляцию эмоций и играют особо важную роль в раннем
развитии. Регуляция эмоций (Emotion regulation) это способность изменять или контролировать
интенсивность импульсов и выражение чувств, особенно сильных, с целью адаптации (Cicchetti,
Ganiban & Barnett, 1990). Эмоции необходимы для оценки благоприятных или опасных событий, они
позволяют осуществлять внутренний контроль и обеспечивают мотивацию действий.
Эмоции связаны с сигналами внутреннего и внешнего мира, поэтому дети должны знать, как
соответствующим образом интерпретировать эмоции и реагировать на них. Большинство детей учатся
этому естественным путем, выражая собственные эмоции, и получая необходимую информацию при
общении с близкими людьми. Дети, испытывающие жестокое обращение, живут в мире
эмоционального смятения и крайностей, что значительно затрудняет регуляцию внутреннего состояния
(Shipman, Zeman, Penza & Champion, 2000). Выражение эмоций, например: плач или сильное огорчение,
могут вызвать у окружающих неодобрение, избежание или проявление насилия, поэтому дети,
испытывающие жестокое обращение, стараются подавлять выражение эмоций и процессы регуляции
(Pollak, Cicchetti, Hornung & Reed, 2000). Таким детям не помогают успокаивающие улыбки и уверения
близких людей в тех ситуациях, когда столкновение с незнакомым человеком, взрослым или
сверстником, вызывает у них сильную эмоциональную реакцию.
По мере взросления, при общении со сверстниками и взрослыми людьми, регуляция эмоций все
более и более затрудняется, что приводит к появлению нетипичных и саморазрушительных форм
поведения, таких, например, как попытки суицида у Розиты. Со временем эта неспособность
|