Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 537 
Next page End  

формируя подобные высокоспецифичные, исключительно адаптивные функции центральной нервной
системы (ЦНС).
Представьте себе развивающийся мозг как некую прогрессирующую систему, такую, для
которой среда играет существенную роль в качестве руководителя ее постоянной динамичной
перестройки (Thatcher, 1994). Фактически, внешний опыт теперь признается решающим фактором
дифференциации самой ткани мозга. Хотя у природы имеется определенный план формирования
человеческого мозга и ЦНС, возможности и ограничения, предлагаемые средой, с самого начала влияют
на этот план заметным образом. Таким образом, для объяснения нормального и патологического
развития необходима трансактная модель. Поскольку структура головного мозга ребенка остается на
удивление податливой в течение месяцев и даже нескольких лет после рождения, происходит
трансакция между продолжающимся развитием мозга и внешним опытом; одной природы или
воспитания недостаточно, чтобы объяснить всю сложность структур и функций развивающегося мозга.
Разумеется, опыт приходит в самых разных формах и объеме. В качестве опыта значимы детские
болезни и питание, а также дурное обращение и не адекватный потребностям ребенка уход. Ранний
опыт, связанный с уходом за детьми, играет особенно важную роль в формировании частей головного
мозга, отвечающих за эмоции, формирование личности и поведение (Sameroff, 1993). Например,
привязанность детей к опекунам может наилучшим образом развить их способность к обучению и
преодолению стресса (Е. Waters, Merrick, Treboux, Crowell & Albersheim, 2000), тогда как жестокое
обращение и безразличие со стороны родителей могут настроить мозг на непреходящую схватку со
стрессом или борьбу за формирование здоровых отношений (D. A. Wolfe, Wekerle, Reitzel-Jaffe &
Lefbevre, 1998).
Созревание головного мозга — это организованный, иерархический процесс, который
основывается на более ранних процессах, причем структуры мозга перестраиваются и растут на
протяжении всей жизни (Plomin & Rutter, 1998). Простейшие области мозга созревают первыми, в
течение первых 3 лет жизни; а значит, именно эти отделы мозга, управляющие базовыми сенсорными и
моторными навыками, подвергаются значительной перестройке с самого раннего возраста. Кроме того,
эти перцептивные центры — наряду с инстинктивными, такими как лимбическая система, —
подвергаются сильному влиянию раннего детского опыта и закладывают основу для дальнейшего
развития ребенка (Thatcher, 1994). Лобная кора, которая отвечает за планирование и принятие решений,
и мозжечок, центр моторных навыков, не трансформируются, пока ребенку не исполнится 5-7 лет. Еще
одна серьезная реструктуризация мозга происходит в возрасте 9-11 лет. Таким образом, очевидно, что
мозг не перестает меняться и после третьего года жизни. В случае некоторых функций каналы, в
границах которых осуществляются влияния, в этом возрасте только начинают закрываться, в то время
как в других случаях они только-только открываются в это же время (Fox, Calkins & Bell, 1994).
Функции нашего мозга обновляются на протяжении всей жизни, а реструктуризация является
естественным побочным продуктом созревания.
Понятно, что в ходе этого развития и дифференциации мозга многое может происходить не так,
как следует, а это означает изменение формирования или взаимосвязи нейронов. Как правило,
нарушения, возникающие в раннем возрасте, генетически связаны с более тяжелыми органическими
расстройствами и дефектами ЦНС. Меры предосторожности, такие как должный пренатальный уход,
правильное питание матери и отказ от вредных веществ, могут сделать очень многое для уменьшения
риска возникновения подобных осложнений и неизлечимых заболеваний.
Генетические факторы
Генетика объясняет, почему вы похожи на своего папу, а если это не так, то почему вы должны
быть на него похожи.
Тамми, 8 лет
Чтобы понять важность роли генетических влияний и изучить их, нам сначала необходимо
понять природу генов, помня о том, что буквально любая черта, присущая ребенку, является следствием
взаимодействия средовых и генетических факторов (Rende & Plomin, 1995). Обзор терминологии и
функций генетики может помочь нам понять некоторые причины возникновения детских психических
патологий.
Уникальный геном каждого человека, состоящий приблизительно из 100 тысяч генов,
определяется при зачатии. Гены содержат генетическую информацию, поставляемую каждым
Hosted by uCoz