ситуации стресса стараются отдалиться от детей, а родители, прибегающие к насилию, наоборот,
становятся в этой ситуации более эмоциональными и реактивными (Hillson & Kuiper, 1994).
Безучастные родители пытаются справиться со стрессом, связанным с воспитанием детей и семейными
трудностями, посредством избежания или уклонения. Это может привести не только к серьезным
последствиям для ребенка, но и усилить риск того, что родители станут злоупотреблять алкоголем и
наркотиками и не смогут справиться со стрессами (D. Harrington, Dubowitz, Black & Binder, 1995).
Подобно тропическому шторму, вызывающему непредсказуемые последствия, конфликт
родителей и детей может внезапно усилиться и превратиться в разрушительный ураган, сметающий все
на своем пути. Негативные эмоции и возбуждение в значительной степени «обусловлены», так что
характерные события могут впоследствии вызвать аналогичные чувства. Такое обусловливание может
происходить постепенно и перерастать в неконтролируемые вспышки или возникать внезапно во время
стрессовых, провокационных эпизодов конфликта (Averill, 1983).
Для иллюстрации представьте, что вы каждый день провожаете ребенка в школу и проходите
одну и ту же не очень приятную для вас последовательность событий: вы опаздываете на работу и
спешите на деловую встречу, а в это время ваш ребенок начинает суетиться и искать свои сапоги или
причесывать волосы. Только очень нервные люди реагируют на такие события гневом и фрустрацией.
Хотя большинству из нас удается контролировать свои эмоции, чтобы справиться с ситуацией как
можно лучше, родители, мало занимающиеся воспитанием детей и испытывающие дефицит навыков
обработки информации, могут думать, что ребенок специально заставляет их опаздывать. Гнев и
возбуждение мощные эмоции, поэтому человек от рационального решения проблем может быстро
перейти к эмоциональным и рефлексивным реакциями.
Гнев и ярость в значительной степени зависят от ситуаций, которые связаны с эмоционально
возбуждающими событиями. В случае Бренды выражение лица ребенка подсказывало ей, что он не
выполнит ее просьбу. Мы обнаружили это, записав на видеопленку совместную игру матери и ребенка,
после которой Бренда попросила Мильтона убрать комнату. Мы перемотали пленку назад и попросили
Бренду объяснить нам, в какие моменты поведение или внешний вид Мильтона казались ей
настораживающими. Она останавливала пленку в нескольких местах. «Вот здесь он с неприязнью
смотрит на меня, а здесь он думает, что не стоит выполнять мои требования», поясняла Бренда.
Именно в эти моменты тон ее голоса становился более напряженным и жестким, а ее наставления
Мильтону более настойчивыми и резкими.
Хотя Бренда признавала, что слишком сердится, ей не удавалось сдерживать себя и успокоиться.
Итак, мы видим, как отдельные события провоцируют возбуждение у родителей и вызывают
негативные воспоминания о прошлом в сочетании с текущим эмоциональным напряжением, в
результате чего возникает специфический конфликт между родителем и ребенком. Это общее
эмоциональное напряжение, которое испытывают родители, может заставлять их реагировать более
злобно и агрессивно на сигналы, которые в прошлом ассоциировались у них с фрустрацией и гневом.
Ребенок и влияние семьи. Действительно ли некоторые личные качества детей или их
поведение увеличивают вероятность совершения насилия над ними или отсутствие родительской
заботы? Дети обладают сверхъестественной способностью узнавать, что их родители собираются
делать, прежде чем они действительно это сделают, и дети удивительно хорошо умеют оценить
возможность желаемого исхода. Несмотря на то что детское поведение может раздражать взрослых,
родители и воспитатели полностью ответственны за насилие и отсутствие заботы. Ни один ребенок не
заслуживает того, чтобы на него кричали или оскорбляли его, независимо от того, насколько им трудно
управлять или обучать чему-либо. Непослушание или недостаточное развитие ребенка могут
способствовать проявлению насилия, но только в том случае, если их будут сопровождать факторы, уже
нами упомянутые.
За исключением случаев сексуального насилия, которому девочки подвергаются чаще, чем
мальчики, никакие характеристики детей, даже такие как, например, проблемное поведение или
отставание в развитии, не повышают вероятность жестокого обращения при условии, что внешние
факторы и фактор личности взрослого благоприятны (Национальный совет по исследованиям 1993;
Whitmore, Kramer & Knutson, 1993). Непроизвольно, однако, ребенок может способствовать сохранению
и эскалации насилия или безучастному отношению к нему родителей.
В семьях, где распространено насилие, часто формируются принудительные взаимоотношения
(об этом типе семьи сказано в главе 6, в разделе об агрессивных детях) (D. A. Wolfe, 1985). Дети,
подвергающиеся физическому насилию или лишенные родительской заботы, могут с раннего возраста
видеть, что плохое поведение часто вызывает предсказуемую реакцию родителей, в том числе и
|