негативную, и это создает у ребенка ощущение контроля. Если плач и привязчивость единственные
способы привлечь внимание родителей, то это поведение может со временем усилиться, в особенности
если родители недостаточно стимулируют и контролируют ребенка. На примере такого взаимодействия
понятно, почему родители применяют силу, когда ребенок создает проблемы, не слушается, дерется,
спорит, попадает в происшествия или подвергает свою жизнь опасности. В этих ситуациях некоторые
взрослые испытывают гнев и напряжение. Отсутствие родительской заботы, наоборот, более связано с
хронической неадекватностью взрослых, отражающейся на повседневной жизни семьи (В. С.
Herrenkohl, Herrenkohl & Egolf, 1983). Раздражительность или рано возникающие нарушения, связанные
с приемом пищи у детей, лишенных родительской заботы, создают дополнительную нагрузку для
родителей. При этом у ребенка повышается потребность в заботе и контроле, а родители еще больше
стремятся отдалиться и уйти от общения с ним (Drotar, 1992).
Семейные обстоятельства, чаще всего это супружеское насилие и конфликты, тоже могут стать
причинными факторами жестокого обращения с детьми. Приблизительно в половине семей, где
взрослые партнеры проявляют жестокость по отношению друг к другу, один или оба родителя в течение
года, предшествующего моменту опроса, вели себя жестоко по отношению к ребенку (Edleson, 1999). В
семье возникают конфликты, и женщины подвергаются насилию, когда родители не согласны друг с
другом в том, какие у них обязанности, как нужно воспитывать детей и как заставлять детей слушаться
(Edleson, Eisikovits, Guttmann & Sela-Amit, 1991). Дети могут попасть «под горячую руку» ссорящихся
родителей. В некоторых случаях дети разжигают супружеский конфликт, когда плохо себя ведут или
требуют к себе внимания (Jaffe, Wolfe & Wilson, 1990). И в том, и в другом случае возникает цикл
эскалации семейных конфликтов и насилия, когда эмоциональные реакции и поступки детей в ответ на
жестокое обращение создают дополнительный стресс в семейных взаимоотношениях, еще больше
усугубляя и без того взрывоопасную ситуацию.
Кроме того, женщины, подвергшиеся насилию и знающие о его психологических и физических
последствиях, реже стремятся удовлетворить потребности своих детей, а это создает дополнительное
напряжение в семье. Трагичным представляется и то, что не только супружеское насилие и семейные
конфликты непосредственно пугают и тревожат детей, но их последствия ссоры, изменения
финансового статуса и перемена места жительства или разрушение единства и безопасности семьи
усиливают стресс и его пагубное влияние на детское развитие (Margolin & Gordis, 2000).
Интегрированная модель. В процессе динамического взаимодействия родительских и
семейных факторов с течением времени происходит либо повышение, либо снижение риска
физического насилия или отсутствия родительской заботы. Рис. 14.3 отражает три гипотетические
переходные стадии этого процесса. Здесь предполагается, что паттерны низкой или нормальной
адаптации формируются не только под влиянием характеристик ребенка и родителей. Напротив,
возникающие формы поведения являются результатом комплексного взаимодействия характеристик
ребенка, родителей, их стиля воспитания и взаимоотношений, а также благоприятных и
неблагоприятных факторов окружающей семью среды (D. A. Wolfe, 1999). Кроме того, этот процесс
включает дестабилизирующие и компенсирующие факторы, которые с течением времени могут как
увеличивать, так и снижать вероятность насилия и отсутствия родительской заботы.
Дестабилизирующие факторы
Компенсирующие факторы
Стадия 1: снижение терпимости к стрессу и усиление агрессивности
- Родители не подготовлены к - Супружеская поддержка
воспитанию: детей
-
Родители не контролируют ситуацию и
не способны прогнозировать ее
- Стрессовые события в жизни
- Социальная и экономическая
стабильность
- Успехи на работе и в школе
- Социальная поддержка и модели
нормального поведения
Стадия 2: родители не контролируют острые кризисы и вспышки гнева
- Обусловленное эмоциональное
возбуждение ответ на детское поведение
- Многочисленные источники гнева и
агрессии
- Уверенность в том, что поведение
ребенка угрожает или приносит вред
отцу или матери
- Ребенок совершенствует свое поведение
- Проводятся общественные программы
для родителей
- Наличие ресурсов для борьбы со
стрессом
|