происходят улучшение социального поведения, когнитивного развития и позитивные изменения в я-
концепции, их поведение становится менее агрессивным и принудительным. Еще одно преимущество
такого вмешательства состоит в том, что его можно проводить в разных социальных условиях,
например в подготовительном классе, где предлагаются различные программы для детей из
неблагополучных семей и их родителей (Fantuzzo, Weiss & Coolahan, 1998).
Сексуальное насилие
Это происходило только потому, что все хранили тайну.
Из высказываний взрослого человека, испытавшего в детстве сексуальное насилие
Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, живут в обстановке секретности, молчания и
изоляции. После того как они нарушают это молчание, рассказав о насилии, или после того, как оно
случайно обнаружится, путь к излечению оказывается труден. Детям приходится не только вспоминать
о неприятных событиях, они должны суметь избавиться от чувства вины, замешательства, страха и
низкой самооценки.
Хотя мы уже далеко продвинулись в понимании причин распространенности насилия над детьми
и знаем о его воздействии на психику ребенка, программы детской терапии еще только начинают
разрабатываться. Нарушения, вызванные сексуальным насилием, так же, как и физическим насилием и
отсутствием родительской заботы, особенно трудны для терапии: сексуальное насилие оказывает
непредсказуемое воздействие на каждого ребенка, а это приводит к различным краткосрочным и
долгосрочным последствиям. Поэтому терапия должна учитывать все разнообразие симптомов,
возникающих у детей, перенесших сексуальное насилие; лечение должно проводиться даже в том
случае, если у ребенка вообще не проявляется никаких симптомов (Finkelhor & Berliner, 1995).
Более того, сексуальное насилие, как и многие другие проблемы детства, возникает в контексте
других личных, семейных и общественных проблем, оказывающих влияние на распространение этого
явления и на результаты терапевтического вмешательства. Известно, что семейные факторы, в
особенности поддержка матери и помощь в период кризиса, снижают дистресс у детей и помогают их
выздоровлению, поэтому в процессе проведения терапии необходимо учитывать влияние семьи.
Программы терапии для детей, подвергшихся сексуальному насилию, как правило, предоставляют
возможности восстановления детского доверия, чувства безопасности и невинности (Finkelhor &
Berliner, 1995; Saywitz, Mannarino, Berliner & Cohen, 2000). Ребенка поддерживают морально, помогают
понять, почему это случилось с ним, и помогают ему вновь почувствовать себя в безопасности. Детям
предоставляют информацию и рассказывают о природе сексуального насилия, чтобы они могли
избавиться от ложных представлений, ведущих к самообвинению. Во время групповой терапии с
участием других детей, подвергшихся сексуальному насилию, или в процессе индивидуальных сеансов
ребенок освобождается от переживаемого стыда и чувства изоляции. Анимационные фильмы и
видеозаписи предлагают детям разные способы признать и понять свои чувства. Дети могут поговорить
о своих переживаниях, что дает им возможность обрести надежду и уверенность. Детей также обучают
тому, как предотвратить сексуальное насилие и восстановить ощущение личной значимости и
безопасности, опять-таки в процессе просмотра анимационных фильмов и воспроизведения ситуаций
они учатся различать приемлемые контакты от неприемлемых (М. К. Davis & Gidycz, 2000; Wurtele,
1990).
Для достижения этих целей наиболее подходят когнитивно-бихевиоральные методы. (J. A. Cohen
& Mannarino, 1996). Желательно, чтобы необходимая информация и поддержка предоставлялись не
только ребенку жертве, но и родителям (если они не преступники). Скрытое предательство, лежащее
в основе сексуального насилия, заставляет некоторых родителей испытывать амбивалентные чувства
относительно того, стоит ли верить ребенку и как вести себя с предполагаемым преступником,
которому они раньше, вероятно, доверяли. Родителям могут понадобиться консультации, помогающие
им понять и контролировать изменения в поведении ребенка, потому что в результате насилия оно
порой становится регрессивным или сексуализированным. Родители часто сами испытывают страх и
беспокойство после раскрытия преступления, а обсуждение этой проблемы с другими родителями и
терапевтами может предоставить им ценную поддержку.
Детям, подвергшимся сексуальному насилию, необходимо в спокойной обстановке выразить
свой гнев, растерянность, страх, связанные с пережитым насилием и его последствиями. Например,
дети помладше часто не проявляют психологические реакции на травму, если их не расспрашивать о
|