Navigation bar
  Print document Start Previous page
 531 of 537 
Next page End  

ней специально (D. A. Wolfe et al, 1994). Сексуальное насилие приводит к тому, что дети пытаются
самостоятельно справиться с сильными и противоречивыми чувствами, и понятно, что некоторые из
них используют все возможные способы, позволяющие им избежать этих чувств. Однако попытки
избавиться от внутренних состояний страха или тревоги могут, как ни парадоксально, заставить детей
чувствовать себя еще хуже.
Поэтому для лечения детей, переживших сексуальное насилие, применяются специально
адаптированные техники контролируемого воздействия, сходные с теми, о которых мы говорили в главе
7. Ребенку предлагают постепенно воспроизводить свои воспоминания о событиях, зачастую вплоть до
ощущения дистресса, так что сильные эмоции гасятся в процессе повторяющегося воздействия. Кроме
того, ребенок учится справляться с негативными мыслями и чувствами о насилии, используя
позитивные утверждения и представления. Предварительные данные показывают, что использование
таких методов (в которых с ребенком проводятся тренинга и его побуждают снова вспоминать
ситуацию насилия, помогают с ней справиться и предоставляют информацию по предупреждению
насилия) помогает в лечении симптомов посттравматического стрессового расстройства (Deblinger,
McLeer & Henry, 1990; Saywitz et al., 2000).
Признано, что успешные вмешательства, направленные на оказание помощи детям,
подвергшимся сексуальному насилию, достигают нескольких важных результатов (Berliner, 1997).
Терапевтические программы помогают детям понять, что над ними совершили насилие, что взрослый
человек вел себя неприемлемо, что в результате насилия у них возникли некоторые временные
проблемы. Эмоциональные и поведенческие нарушения, которые могут появляться вследствие насилия,
должны постепенно устраняться, ребенок должен суметь найти личностные ресурсы, чтобы справиться
с подобными проблемами в будущем. Важно, чтобы дети получали поддержку и помощь от родителей и
воспитателей, с которыми также проводятся соответствующие консультации. Необходимо, чтобы
взрослые, окружающие ребенка, смогли понять, какое воздействие оказало насилие на его поведение и
адаптацию. Наконец, лечение оказывается успешным, когда ребенок, перенесший насилие или жестокое
обращение, восстанавливает нормальный уровень развития.
Двадцать лет назад учебники психологии не затрагивали эти вопросы. В то время мы мало знали
о негативных социальных последствиях жестокого обращения с детьми, недостаточно было изучено и
то влияние, которое оказывали насилие и безучастное отношение родителей на развитие и психическое
здоровье ребенка. С тех пор достигнут значительный прогресс в понимании этого явления и разработке
методов оказания помощи ребенку и его семье. Наиболее важно то, что усиление профилактических
мер и оказание необходимой социальной поддержки могут препятствовать распространению случаев
жестокого обращения с детьми.
Итоги раздела
- Деятельность терапевтических служб, оказывающих поддержку семьям, в которых жестоко
обращаются с детьми, осложняется отчасти из-за того, что родителям трудно признавать свои
собственные ошибки и обратиться за помощью без принуждения.
- Меры, направленные на предупреждение случаев жестокого обращения с детьми, оказываются
особенно эффективными в тех случаях, когда проводятся на раннем этапе формирования
взаимоотношений между родителями и детьми.
- В процессе вмешательств, проводящихся в случаях физического насилия или отсутствия
родительской заботы, придается особое значение семейному тренингу, в процессе которого родители
усваивают необходимые навыки воспитания детей и контроля над стрессами. Этот метод также
приносит пользу ребенку, поскольку способствует улучшению родительской заботы.
- В процессе терапевтического вмешательства в случаях физического насилия родителей
обучают более позитивным навыкам воспитания детей, при этом используются когнитивно-
бихевиоральные методы, направленные на борьбу с проявлением злобы у родителей и устранение у них
искаженных представлений.
- Терапия, проводящаяся в случаях отсутствия родительской заботы, уделяет основное внимание
навыкам воспитания и формированию адекватных ожиданий у родителей, при этом проводится тренинг
социальной компетенции и ведения домашнего хозяйства.
- Вмешательства, проводящиеся в случаях сексуального насилия над детьми, направлены на то,
чтобы ребенок правильно осознал случившееся, почувствовал себя в безопасности и выразил свои
эмоции.
Hosted by uCoz