стадии.
Наблюдение
Вы можете многое увидеть, если будете наблюдать.
Йоги Берра
Используя систематические методы наблюдения, исследователь может непосредственно
наблюдать поведение ребенка и других людей в условиях, которые простираются от
неструктурированных наблюдений в естественном окружении ребенка, называемых естественным
наблюдением, до высокоструктурированных ситуаций, которые предполагают использование
специфических заданий или инструкций, обычно осуществляются в клинике или лаборатории и
называются структурированным наблюдением (Mash, 1991). Используя естественное наблюдение,
исследователь приходит в дом, класс или детский сад, чтобы пронаблюдать и зафиксировать
интересующее его поведение ребенка, а часто и других людей, с которыми ребенок общается, например,
родителей, учителей, братьев и сестер, сверстников. Или же исследователь может в естественной
обстановке заснять на видеопленку поведение, которое можно впоследствии закодировать.
Рис. 10-летний ребенок перед началом исследования, использующего функциональную
магнитно-резонансную томографию (fMRI).
Исследователь, использующий структурированные наблюдения в лаборатории или клинике,
создает ситуацию или разрабатывает инструкции, чтобы вызвать поведение, представляющее особый
интерес. К примеру, многочисленные исследования привязанности оценивают реакции маленьких детей
на все более стрессовые эпизоды разлучения их с опекунами и воссоединения с ними в лаборатории,
используя «незнакомую ситуацию» Эйнсуорта, рассмотренную в главе 2 «Теории и причины детской
патопсихологии» (Ainsworth, Blehar, Waters & Wall, 1978). Путем структурирования ситуации, с тем
чтобы вызвать специфическое поведение привязанности, «незнакомая ситуация» позволяет
исследователям оценить надежность привязанности детей, отмечая, насколько эффективно они могут
использовать своих опекунов в качестве источника утешения во время дистресса.
Структурированные лабораторные или клинические наблюдения достаточно эффективны и
обладают тем преимуществом, что фокусируют наблюдения на интересующем явлении. Этот метод
особенно полезен для изучения поведения ребенка, которое в повседневной жизни редко имеет место.
Структурированные наблюдения дают исследователю больший контроль над ситуацией, чем
естественные наблюдения, а также обеспечивают использование других оценочных процедур.
Например, когда процесс обсуждения какой-либо проблемы записывается на видеопленку, можно
использовать повторные воспроизведения интеракции, чтобы спросить членов семьи, о чем они думали
во время обсуждения (Sanders & Dadds, 1992). Что касается негативной стороны, то возникают вопросы
по поводу того, обеспечивают ли наблюдения в лаборатории или клинике репрезентативную выборку
интересующего поведения (Dadds & Sanders, 1992). Когда человека снимают на видеопленку или
наблюдают за ним через сквозное зеркало, он чувствует себя в некотором роде, как в аквариуме; дети и
родители могут вести себя в лаборатории не так, как в реальной жизненной обстановке. В целом,
выборки поведения, которые получены с использованием методов наблюдения, независимо от того,
проводится ли оно в лаборатории или в условиях реальной жизни, должны рассматриваться как
|