«поведение в присутствии наблюдателя».
<За 7-летним ребенком с расстройством поведения наблюдают в тот момент, когда он играет в
структурированной лабораторной ситуации.>
Итоги раздела
- Измерения и методы, используемые для изучения поведения ребенка и семьи, должны быть
стандартизированы, надежны и валидны.
- Методы самоотчета включают в себя неструктурированные интервью, вопросники и
формальные тесты.
- Психофизиологические методы используются для оценки связи между физиологическими
процессами и поведением и включают в себя замеры частоты пульса, артериального давления, дыхания,
расширения зрачков и электрической проводимости кожи.
- Электрофизиологические измерения, такие как ЭЭГ, связывают электрическую активность
головного мозга с текущими мыслями, эмоциями или состояниями возбуждения.
- Процедуры нейроизображения используют для изучения структуры и/или функций отдельных
участков головного мозга.
- Методы наблюдения используют для непосредственного наблюдения за поведением ребенка и
других людей в неструктурированных ситуациях, таких как домашняя обстановка или класс, и в
структурированных ситуациях с заданиями в лаборатории или клинике.
Исследовательские приемы
Исследовательские приемы, используемые для изучения детей с проблемами, в конечном счете
способствуют общей точности исследовательских данных и заключений. Если исследователь отбирает
испытуемых в тенденциозной манере или выбирает исследовательское задание, которое не является
репрезентативным для интересующей проблемы, то валидность результатов может покоиться на
шатком основании исследование может не являться объективной проверкой исследуемого вопроса.
Научные исследования можно проверить на их внутреннюю и внешнюю валидность.
Внутренняя валидность отражает то, в какой степени результаты, изменения или групповые различия
продиктованы конкретной переменной, а не внешними влияниями. Угрозами внутренней валидности
могут быть созревание, эффекты тестирования и погрешности отбора испытуемых. Например, давайте
предположим, вы обнаружили, что проведение релаксационного обучения с группой 5-летних детей в
течение нескольких месяцев уменьшает их ночные страхи. Не исключено, что наблюдаемое снижение
может быть вызвано внешними влияниями созревания и тестирования страхи уменьшаются потому,
что дети становятся старше или оцениваются повторно, а не в результате обучения релаксации.
Уменьшение страхов могло быть также вызвано погрешностями отбора испытуемых
факторами, которые действуют при отборе испытуемых или при выборочном отсеве (потере) и
сохранении испытуемых во время исследования. Например, если для нашего исследования отобраны
только дети с легкими страхами, велика вероятность, что их страхи уменьшатся со временем, даже при
отсутствии лечения, чего не произойдет у детей с более сильными страхами. Кроме того, если дети с
более сильными страхами или те, кому релаксационное обучение не помогло, прекратят участвовать в
исследовании досрочно, наблюдаемое уменьшение страхов может быть следствием такого выборочного
отсева испытуемых, а не лечения. Эти и другие угрозы внутренней валидности должны быть учтены в
исследовательском плане и при интерпретации результатов.
Внешняя валидность относится к тому, в какой степени результаты могут быть обобщены или
распространены на людей, условия, периоды времени, измерения и характеристики, отличающиеся от
тех, которые имели место в конкретном исследовании. Угрозами внешней валидности могут быть
реакции испытуемых на участие в исследовании, обстановку, в которой проводится исследование, и
время, когда осуществляются измерения (Kazdin, 1998). К примеру, дети или родители могут вести себя
неестественным образом в незнакомой лабораторной обстановке. Если результаты исследования в
лаборатории заметно отличаются от того, что выявлено в условиях реальной жизни, наше исследование
имеет низкую внешнюю валидность.
Идентификация выборки
|