Необходимо тщательно продумать процесс идентификации и получения выборок детей. Во-
первых, валидность любого исследования в детской патопсихологии в конечном счете зависит от
классификационных систем, которые используются для идентификации выборок детей, участвующих в
исследовании. Точное определение выборки крайне важно для сравнения результатов, полученных в
разных исследованиях, и для ясности коммуникации между исследователями. Отсутствие подобных
универсальных стандартов может привести к тому, что появятся большие различия в оцененных
базовых уровнях для разных расстройств детства.
В дополнение к определению нашей выборки, вторым моментом является необходимость учета
возможных коморбидностей среди нашей выборки. Коморбидность (сопутствующий патологический
процесс) это одновременное проявление двух или более детских расстройств, которое имеет место
намного чаще, чем могло бы быть предсказано, исходя из базовых уровней индивидуальных
расстройств для общей совокупности. Подобная коморбидность оказывает прямое влияние на отбор
участников исследования и интерпретацию результатов. Исследовательские выборки, которые
составлены из клинических совокупностей, будут иметь непропорционально высокий уровень
коморбидности, поскольку обращение за помощью, скорее всего, будет основано на комбинированной
симптоматике всех расстройств.
Чтобы решить вопрос с коморбидностью в исследовательских выборках, некоторые
исследователи могут отбирать только участников с одиночными, или чистыми, расстройствами. Этот
прием может привести к малым, атипическим выборкам, результаты по которым нельзя переносить на
другие совокупности. В свою очередь, неспособность учесть коморбидность может привести к
интерпретации результатов применительно к одному расстройству, тогда как эти результаты с большей
валидностью относятся ко второму расстройству или к некоторой комбинации расстройств. Чтобы
вычленить эффекты коморбидности, необходимы исследовательские приемы, сравнивающие детей, у
которых проявляются одиночные расстройства, с детьми, демонстрирующими коморбидные
расстройства.
И кроме того, мы должны быть восприимчивы к среде и источнику направления детей на
исследование. Случайный отбор, предполагающий, что испытуемые берутся из совокупности таким
образом, что каждый индивид в этой совокупности имеет равный шанс быть выбранным для
исследования, редкое явление в исследованиях детской психопатологии. На другом конце спектра
исследования, которые используют «удобные» выборки, когда испытуемых отбирают для исследования
только из-за их доступности, независимо от того, обеспечивают они или нет удовлетворительную
проверку интересующих вопросов или условий. Исследовательские выборки в детской патопсихологии
получают из многообразной среды, включая амбулаторную психологию и психиатрические клиники,
школы, больницы, детские сады и население в целом. Эффекты, связанные с различной средой, часто
путают с эффектами, связанными с различными источниками направления детей на исследования,
поскольку источники направления также различаются в зависимости от среды.
Общие подходы
Существует несколько различных, но взаимодополняющих, подходов к плану исследования,
которые имеют свои преимущества и недостатки. Выбор подхода часто зависит от рассматриваемых в
исследовании вопросов, характера изучаемого детского расстройства и доступности ресурсов.
Неэкспериментальное и экспериментальное исследование. Научное исследование старается
упростить и изолировать переменные, с тем чтобы изучить их более внимательно. Эта цель достигается
путем изменения значений интересующих переменных и манипулирования ими при одновременном
контролировании или сохранении постоянными других факторов, которые могут влиять на результаты.
Такие действия делают возможным изучение связи между конкретными переменными (Kazdin, 1998).
Это базовое различие между неэкспериментальным и экспериментальным исследованием отражает то, в
какой степени исследователь может манипулировать экспериментальной переменной или, наоборот,
должен полагаться на изучение естественной ковариации нескольких интересующих переменных.
Независимой переменной называют ту, которой исследователь манипулирует на основании
исследовательской гипотезы ожидается, что независимая переменная вызовет изменение в другой
переменной. Переменную, на которую, как ожидается, повлияет независимая переменная, называют
зависимой. Чем больше степень контроля, который исследователь имеет над независимой переменной,
тем ближе исследование к истинному эксперименту.
|