Истинный эксперимент такой, в котором исследователь обладает максимальным контролем
над интересующей независимой переменной или условиями и может использовать случайное
определение испытуемых в группы, включать необходимые контрольные условия и контролировать
возможные источники погрешности. И наоборот, чем меньшим контролем обладает исследователь при
определении того, какие участники будут, а какие не будут подвергнуты воздействию независимой
переменной, тем более неэкспериментальным окажется исследование. Большинством переменных,
представляющих интерес в детской психопатологии, нельзя манипулировать непосредственно (к
примеру, характером или тяжестью расстройства ребенка, родительскими методами воспитания,
генетическими влияниями). В результате значительная часть исследований, проводимых с
проблемными детьми и их семьями, опирается на неэкспериментальные, корреляционные подходы.
В корреляционных исследованиях специалисты часто изучают связи между переменными,
используя коэффициент корреляции, величину, которая описывает степень связи между двумя
переменными. Коэффициент корреляции может меняться в пределах от +1,00 до -1,00. Уровень
корреляции показывает силу связи между двумя переменными. Нулевая корреляция указывает на
отсутствие связи; чем ближе значение к +1,00 или -1,00, тем сильнее связь. Знак коэффициента
корреляции (+ или -) показывает направление связи. Положительный знак (+) говорит, что когда
величина одной переменной возрастает, то же происходит и с величиной другой. Отрицательный знак (-
) указывает, что возрастание одной переменной сопровождается уменьшением другой.
Например, положительная (позитивная) корреляция, равная +0,60, между симптомами тревоги и
депрессии показывает, что у детей, демонстрирующих многочисленные симптомы тревоги, также,
скорее всего, проявятся многие симптомы депрессии. Или же дети с немногочисленными симптомами
тревоги, скорее всего, продемонстрируют мало симптомов депрессии. Однако отрицательная
(негативная) корреляция, равная -0,70, между симптомами депрессии и социальными навыками, к
примеру, свидетельствует, что дети с многочисленными симптомами депрессии обладают меньшим
числом социальных навыков.
Основным недостатком корреляционных исследований является трудность выявления
причинности. Корреляция между двумя переменными не предполагает, что одна переменная является
причиной другой. Например, при изучении связи между депрессией у детей и у их ближайших
родственников, нахождение рядом с ребенком, испытывающим депрессию, может привести к депрессии
у других членов семьи или же, наоборот, депрессия у других членов семьи может вызвать депрессию у
ребенка. Корреляция может также имеет место потому, что
обе переменные являются мерой какой-то
другой, более фундаментальной, переменной, например общей генетической предрасположенности к
депрессии.
<Симптомы тревоги и депрессии у детей часто положительно коррелируют.>
В экспериментальных изысканиях исследователям необходимо проделать шаги по контролю за
характеристиками участников, которые могут понизить точность результатов. Например, если две
группы детей различаются по уровню образования, интеллекту, социально-экономическому статусу или
наличию родственных расстройств, будет невозможно определить, привела к полученным результатам
независимая переменная или же другие переменные. Случайное определение участников в
экспериментальные условия служит защитой против этой проблемы, так как вероятности попадания
испытуемого в любую из этих групп равны. Если определять участников в группы на основании
подбрасывания монеты, вытягивания бумажек с числами из шляпы или таблицы случайных чисел,
возрастает вероятность, что характеристики, отличные от независимой переменной, будут равномерно
распределены по группам.
Как мы уже замечали, многие гипотезы в детской патопсихологии нельзя проверить путем
случайного определения участников в условия и манипулирования условиями в реальной жизни.
Компромисс предполагает использование естественных экспериментов, также называемых
квазиэкспериментальными планами, или сравнением известных групп. В естественных экспериментах
сравнения производятся между уже существующими условиями или методами лечения; эксперименты
могут включать детей с различными расстройствами, родителей с различными проблемами или
различную семейную среду например, группу детей, с которыми жестоко обращались,
и группу,
которая не подвергалась подобному обращению. Эти исследования преимущественно корреляционные,
но испытуемых отбирают с целью обеспечения того, чтобы их характеристики были настолько
сопоставимы, насколько это возможно, за исключением независимой переменной. Несмотря на большие
старания, прилагаемые исследователями для уравнивания существующих групп, естественные
эксперименты не могут достичь такого уровня точности и строгости, который имеет место в истинном
|