страхов могут уменьшиться с возрастом у всех детей, но что у некоторых детей например у детей с
тревожным характером с возрастом может происходить меньшее снижение специфических страхов.
Поскольку данные собираются по одним и тем же индивидам в разные моменты времени, можно
сделать выводы о причинной связи между более ранними и последующими событиями, основанные на
упорядочении во времени. Подобные выводы о причинности нельзя сделать в поперечно-срезовых
планах, где различных индивидов оценивают в двух временных точках. Лонгитюдные планы также
позволяют идентифицировать индивидуальные тренды развития, которые были бы замаскированы
совокупными данными по индивидам. Примером этой ситуации служит стремительный рост,
предшествующий половой зрелости, когда быстрые ускорения роста, происходящие у представителей
совокупности в разном возрасте, не отражены в измерениях роста, дающих совокупные данные по
подросткам. Пример лонгитюдного исследования представлен во врезке 3.3.
Врезка 3.3
Приводит ли со временем плохое обращение с ребенком к большему неприятию со стороны
сверстников?
Додж, Петти и Бейтс (Dodge, Pettit & Bates, 1994a) изучали влияние плохого физического
обращения на развитие отношений со сверстниками. Репрезентативную выборку, состоявшую из 585
мальчиков и девочек, оценивали с точки зрения плохого физического обращения в первые 5 лет жизни,
а затем отслеживали в течение 5 последовательных лет, начиная с детского сада и до четвертого класса
школы. 12% детей из выборки были идентифицированы как подвергавшиеся плохому обращению.
Каждый год, когда проводилась оценка, сверстники, учителя и матери независимо оценивали детей,
подвергавшихся плохому обращению, как менее любимых, пользующихся меньшей популярностью и
более социально замкнутых, чем дети, не подвергавшиеся плохому обращению, и эта разница со
временем возрастала. Как показано на рис. 3.7, к четвертому классу группой своих сверстников
отвергалось в два с лишним раза большее количество детей, с которыми плохо обращались, чем детей, с
которыми обращались сравнительно хорошо. Эти результаты показывают, что плохое обращение в
раннем возрасте может повредить отношениям со взрослыми, что, в свою очередь, ослабляет
способность ребенка устанавливать эффективные отношения с другими детьми.
Рис. 3.7. Процент подвергавшихся и не подвергавшихся плохому обращению детей, которых
отвергала их группа сверстников (источник: Dodge et al, 1994).
---
Несмотря на свои преимущества, лонгитюдные планы сопряжены с рядом практических и
плановых трудностей. Практические проблемы включают в себя получение и сохранение
исследовательского финансирования и ресурсов на протяжении многих лет и долгое ожидание
значимых данных. Плановые трудности связаны с возрастными и когортными эффектами. Возрастные
эффекты это общие изменения, имеющие место из-за взросления участников, такие как
совершенствование физических навыков, контроля над импульсами или социальных возможностей.
Когортные эффекты
это влияния, связанные с принадлежностью к какой-то специфической
когорте, т. е. к группе индивидов, которых отслеживают в течение определенного времени и которые
|