Использование планов для одиночных случаев связано с рядом преимуществ и недостатков. Эти
планы сохраняют личностное качество, присущее изучению случая, и обеспечивают определенную
степень контроля для потенциально альтернативных объяснений результатов, таких как эффекты
созревания и реакции на наблюдение. Планы для отдельных случаев также обеспечивают объективную
оценку лечения индивидуальных случаев, позволяют изучить редкие расстройства и облегчают
выработку и оценку альтернативных и комбинированных форм лечения. К минусам относятся
вероятность того, что специфические методы лечения начнут взаимодействовать с уникальными
характеристиками конкретного ребенка, ограниченная переносимость результатов на другие случаи и
возможная субъективность, когда в качестве основного средства оценки данных используется
визуальное наблюдение.
Результаты в примерах с Энн и Деннисом были достаточно определенными. Трудности при
интерпретации появляются, когда базисные данные или наблюдаемые изменения сильно варьируют, что
бывает довольно часто.
Межгрупповые планы сравнения. Многие исследовательские планы основаны на сравнениях
между группой индивидов, определенных в один или несколько видов условий, и другими группами
индивидов, определенных в один или несколько иных видов условий. Когда участников определяют в
группы случайным образом, и предполагается, что группы эквивалентны во всех остальных
отношениях, одна группа, как правило, служит в качестве экспериментальной, а другая в качестве
контрольной. Тогда любые наблюдаемые различия между группами приписывают экспериментальному
условию.
Выбор адекватной контрольной или сравниваемой группы часто зависит от того, что нам
известно до начала исследования, и от вопросов, на которые мы хотим получить ответ. Например, если
существует общепризнанное и эффективное лечение подростковой депрессии, то проверка какого-то
нового подхода относительно контрольной группы, не подвергающейся лечебному воздействию, скорее
всего, даст ответ совсем на другой вопрос. Мы не собираемся выяснять, лучше ли новый подход, чем
отсутствие лечения, мы хотим знать, лучше ли он, чем наилучший из имеющихся альтернативных
методов лечения.
Поперечно-срезовое и лонгитюдное исследования. Исследователи, занимающиеся
психопатологией развития, нуждаются в информации, касающейся того, как дети и подростки меняются
с течением времени. Чтобы получить эту информацию, исследователи расширяют корреляционные и
экспериментальные подходы, включая в них измерения, производимые в разные периоды времени. И
поперечно-срезовые, и лонгитюдные планы это исследовательские приемы, в которых основой
исследования служит сравнение детей различного возраста.
В исследовании методом поперечных срезов различных индивидов в различном возрасте или
на разных стадиях развития изучают в один и тот же момент времени, тогда как в лонгитюдном
исследовании одних и тех же индивидов изучают в различном возрасте или на разных стадиях
развития.
В поперечно-срезовых исследованиях специалистам не приходится беспокоиться о
многочисленных проблемах, связанных с изучением одной и той же группы детей в течение
длительного периода времени. Когда участников оценивают только один раз, исследователям не нужно
волноваться о выборочном отсеве участников, практических эффектах или общих изменениях в данной
области, из-за которых результаты могут оказаться устаревшими к тому времени, когда исследование
будет завершено. Хотя поперечно-срезовые подходы эффективны, они ограничены в том виде
информации, который исследователи получают относительно изменений в развитии. Данные об
изменении индивида остаются недоступными. В целом, сравнения ограничены средними величинами по
возрастным группам.
Лонгитюдные планы осуществляются перспективно; данные собирают в специфические
моменты времени у тех же самых индивидов, которые были изначально отобраны для исследования в
силу своей принадлежности к одной или нескольким интересующим совокупностям. В исследованиях
детской психопатологии представляющие интерес совокупности часто состоят из детей, у которых
возможны проблемы развития ввиду воздействия какого-либо из ряда факторов например, наличия
матери, которая употребляет наркотики или алкоголь во время беременности или страдает психическим
расстройством, или же проживания ребенка в семье, где практикуется жестокое обращение.
Проспективный лонгитюдный план позволяет исследователю идентифицировать паттерны,
которые присущи всем индивидам, а также проследить индивидуальные различия в путях развития,
которым следуют дети. Так, лонгитюдное исследование способно показать, что определенные виды
|