расстройство сна. Учитывая, что пубертатный период это время биологического и социального
потрясения для многих подростков, можно понять, отличается ли Фелиция от других девочек ее
возраста в аспекте данных проблем, и если отличается, то когда следует это принимать во внимание и
предпринимать конкретные меры?
Знания, опыт и базовая информация о нормах развития ребенка и проблемах поведения являются
решающими точками отсчета для понимания того,
как детские проблемы и потребности попадают в
сферу внимания специалистов. Многие родители обнаруживают, что довольно трудно предугадать, чего
следует ожидать от детей в различном возрасте. Родители сталкиваются со сложной задачей: нужно
определить, какие проблемы приобретают хронический характер, а какие обычны и преходящи. Им
необходимо решить, когда следует обратиться за советом, и какой выбрать тип терапии, наиболее
подходящий для их ребенка.
Отдельные симптомы поведенческих и эмоциональных проблем, как правило, слабо связаны с
общими адаптивными возможностями ребенка. Это также справедливо для симптомов, которые раньше
считались значимыми индикаторами психических нарушений, например, сосание соски после 4-летнего
возраста (Freeman, Larzelere & Finney, 1994). Обычно на детские расстройства указывают возрастные
несоответствия и паттерны симптомов, а не наличие отдельных симптомов. И все же некоторые из них
встречаются чаще у тех детей, родители которых обратились за помощью.
Примеры предъявленных родителями симптомов, которые наиболее показательны для детей в
возрасте от 4 до 16 лет, приведены в табл. 4.2. Как видите, эти симптомы в той или иной степени
проявляются у всех детей слабая работа в школе и неспособность концентрироваться стоят в начале
списка. Фактически, отдельные симптомы сами по себе не подразделяют детей на тех, кто нуждается и
кто не нуждается в лечении (Achenbach, Howell, Quay & Conners, 1991). Проблемы, которые
свойственны детям, чьи родители обратились за помощью, аналогичны тем проблемам, которые
характерны для всей популяции или для детей младшего возраста.
Таблица 4.2. Индивидуальные проблемы, наилучшим образом дифференцирующие детей,
обратившихся к специалисту, по оценке родителей
Плохая успеваемость в школе
Грусть или депрессия
Невозможность концентрироваться и удерживать внимание надолго
Нервный, легко возбудимый, напряженный
Недостаток самоуверенности
Чувство бесполезности или сниженная самооценка
Поведение не меняется после наказания
Непослушание дома
Непослушание в школе
Сложности при выполнении указаний
Выглядит несчастным без особых причин
Цели обследования
Описание и диагноз. Первым шагом в понимании конкретной проблемы ребенка является
составление клинического описания, суммирующего особенности поведения, мыслей и чувств, что и
составляет характеристику данного психического расстройства. Клиническое описание связано со
сбором базовой информации о предъявленных ребенком (или родителями) жалобах, и особенно о том,
чем поведение и эмоции ребенка отличаются или аналогичны поведению и эмоциям других детей того
же возраста и пола.
Допустим, вам нужно провести оценку состояния Фелиции. Что в этом случае наиболее важно в
клиническом описании? Вам следовало бы начать с того, чем поведение Фелиции отличается от
нормального поведения девочек ее возраста. Во-первых, обследование и описание интенсивности,
частоты и глубины проблем позволит сделать вывод о том, насколько поведение девочки чрезмерно
или недостаточно, при каких обстоятельствах оно может перерасти в проблему, как часто оно
проявляется или не проявляется, и насколько серьезны эти случаи. Во-вторых, вам надо будет описать
продолжительность этих проявлений. Некоторые проблемы преходящи и исчезают сами, в то время
как другие сохраняются долгое время. Продолжительность проблемного поведения, подобно частоте и
интенсивности, должна быть рассмотрена с точки зрения норм для данного возраста. И, наконец, вам
|