надо будет составить полную картину различных симптомов и их конфигурацию. Хотя Фелиция
нуждалась в помощи в связи с вполне конкретными проблемами в школе и со сверстниками, но чтобы
сделать правильный прогноз и выбрать лечение, необходимо учесть ее сильные и слабые стороны.
После описания начальной картины предъявляемых жалоб надо определить, соответствует ли
это описание одному или нескольким психическим расстройствам. Диагностика это анализ
информации и выводы о природе и причинах проблем, или постановка формального диагноза.
Соответствует ли Фелиция стандартным диагностическим критериям депрессивных расстройств, и если
да, что могло быть тому причиной?
Термин «диагноз» имеет два различных значения, что может вызвать путаницу. Таксономический
диагноз фокусируется на формальном отнесении случая к конкретной категории из системы
классификации заболеваний, такой как, например, DSM-IV-TR (АРА, 2000), или из эмпирически
выявленных категорий (что обсуждается ниже в этой главе) (Achenbach, 1998). Во втором случае имеет
место более широкое понимание диагноза как анализа проблем, при этом диагностика рассматривается
как процесс сбора информации, и используется для понимания природы проблем индивида, их
возможных причин, выбора методов терапии и оценки результатов. Этот более широкий взгляд на
диагностику почти синонимичен термину обследование.
Таким образом, обследование в случае Фелиции включает всестороннюю оценку ее состояния,
истории жизни и заболевания, включая формулирование выводов об истории развития девочки,
возможных причинах расстройств, силе, уязвимости ее психики, вариантах терапии, а также
определение прогноза. Кроме того, может быть поставлен и формальный
диагноз тяжелого
депрессивного расстройства (см. главу 8 «Расстройства настроения»). Это означает, что Фелиция
обладает характеристиками, которые свойственны подросткам с таким расстройством
(таксономический диагноз).
Как мы уже обсуждали в главе 3 «Исследования», если признаки разных расстройств
проявляются у одного индивида, имеет место коморбидность. Диагноз же одного из расстройств
(скажем, депрессии) может свидетельствовать о вероятности наличия и другого расстройства (скажем,
тревожности). Примерами некоторых коморбидных расстройств может быть сочетание поведенческого
расстройства и дефицита внимания/гиперкинетического расстройства, аутизма или умственной
отсталости, детской депрессии и тревожного расстройства.
Прогноз и планирование терапии. Прогноз это формулирование предположений о
поведении в определенных обстоятельствах. Если Фелиции не будет оказана помощь в решении ее
проблем, что с ней произойдет в будущем? Ослабнут ли проблемы с возрастом?
Естественно, что родители и окружающие хотят узнать, каковы возможные краткосрочные и
долговременные последствия для их ребенка, и какие события могут на них повлиять. Вспомните, ведь
многие детские проявления страхи, беспокойство, ночное недержание мочи обычны для
определенного возраста, так что любое решение по поводу терапии должно быть основано на
корректном прогнозе. Врачи должны оценить вероятность того, что произойдет в случае принятия
терапевтических мер или без них все останется по-прежнему, улучшится или ухудшится, а также
решить, какой курс терапии следует выбрать.
Кроме того, терапия детей и подростков фокусируется в основном на помощи их развитию, а не
на простом устранении симптомов или возврате к предшествующему уровню функционирования. В
случае Фелиции, например, обследование выявило тот факт, что девочка обладает слабыми
социальными навыками, а план вмешательства был сосредоточен на попытках согласованного обучения
этим навыкам с целью смягчения трудностей в социальных контактах. Кроме того, основанный на
тщательном обследовании прогноз может служить источником информации для родителей и
окружающих, напоминая о том, насколько важно предпринять действия немедленно, чтобы снизить
вероятность возникновения серьезных проблем в будущем.
Планирование терапии подразумевает использование полученной в процессе обследования
информации для составления плана терапии и оценки его действенности. Мать Фелиции оставляет
девочку дома, когда она жалуется на боль в животе. Она делает за Фелицию работу но дому.
Подсказывает ли эта информация возможный ход действий? Девочка считает, что у нее ничего не
получается. Если помочь ей изменить это мнение, а также другие ложные убеждения, устранит ли это
депрессивное состояние? Если действие предпринято, то как можно определить, имеет ли оно
желаемый эффект?
Планирование терапии может включать дальнейшую спецификацию и измерение возможных
причин возникновения проблем, определение ресурсов ребенка и семьи, необходимых для достижения
|