изменения, а также рекомендации по поводу наиболее подходящих для данного ребенка и данной семьи
видов терапии. Например, родители окружают Фелицию вниманием и заботой, когда девочка остается
дома. Не поощряют ли они тем самым дочь к дальнейшим жалобам и пропускам школьных занятий?
Хочет ли Фелиция обсуждать отказ посещать школу с терапевтом? Хотят ли родители изменить ее
поведение, невзирая на предысторию ранее имевших место попыток и неудач?
Итоги раздела
- Клиническое обследование направлено на оценку поведения, когнитивных функций и эмоций
ребенка, а также внешних обстоятельств, которые могут быть связаны с имеющимися у него
проблемами.
- Значение обследования заключается в том, что оно указывает путь к эффективным мерам.
Между обследованием и вмешательством должна быть тесная связь.
- Возраст, пол и культура влияют на проявление симптомов и поведение, и способы их
распознавания, а также определяют выбор наиболее подходящих методов обследования и терапии.
- Детские расстройства определяют не по отдельным симптомам, а по паттерну симптомов и
возрастному несоответствию.
- Три цели обследования включают: постановку диагноза (определение природы и причин
проблем, формальный диагноз), определение прогноза (предположение о поведении в определенных
обстоятельствах) и планирование и оценку терапии (получение информации, непосредственно
относящейся к терапии).
Оценка расстройств
Если что-то существует, то оно существует в некотором количестве. Если оно существует в
некотором количестве, это можно измерить.
Рене Декарт
Не все важное можно измерить, но не все, что можно измерить, важно.
Альберт Эйнштейн
Допустим, вы собираетесь заняться проблемами Фелиции. С чего вы начнете? Что бы вы
включили
в оценку? Станете ли проводить интервью с обоими родителями, Фелицией, учителем?
Нужно ли наблюдать Фелицию в домашней обстановке? В школе? Есть ли психологические тесты и
анкеты, которые смогут помочь вам определить сильные и слабые стороны девочки интеллект,
эмоции, концентрацию, социальные навыки и способности к обучению?
Вы скоро увидите, что процесс принятия решений приобретет комплексный характер. Из-за этих
сложностей обследования часто используется мультидисциплинарный подход. Для того чтобы получить
наиболее полную картину психического здоровья ребенка, вместе с клиницистами работают те, кто
имеет специальный опыт в проведении и интерпретации психологических тестов.
Мультидисциплинарные команды могут включать психолога, терапевта, логопеда, специалиста по
педагогике и социального работника.
Некоторым детям может потребоваться медицинское обследование, чтобы выяснить, не связаны
ли расстройства с физическими проблемами. Например, в некоторых случаях причиной ночного
недержания мочи и расстройства сна могут быть физиологические проблемы. В случае Фелиции
необходимо тщательное терапевтическое обследование, чтобы дать оценку болям в желудке,
нарушению сна и потере веса. Медицинское обследование также нужно для того, чтобы выяснить, не
связана ли депрессия с использованием лекарств или физическими нарушениями функционирования
организма, такими как гипотиреоз (низкий уровень гормона щитовидной железы).
Клиническое обследование ребенка, который испытывает определенные трудности, опирается на
мультиметодический подход. Он подчеркивает важность получения информации из различных
источников, при различных обстоятельствах; использует целый ряд процедур, включая интервью,
наблюдения, анкеты и тесты. Решение по поводу того, какие из множества доступных методов
обследования будут полезны в данном случае, исходят из целей конкретного обследования: делается ли
оно для постановки диагноза, определения прогноза или эффективности терапии, а также из природы
|