проблемы (т. е. является ли она открытой, как агрессия, или скрытой, как тревожность); и из
характеристик и возможностей ребенка и семьи. Кроме того, очень важно выбрать методы, которые
обладают высокой надежностью, валидностью и практичностью.
Клиническое обследование состоит из ряда стратегий и процедур, которые должны помочь
понять мысли, чувства и поведение ребенка в различных ситуациях. Клинические интервью, которые
обычно проводятся с ребенком и родителями по отдельности, а также семейные интервью помогают
установить контакт с ребенком и семьей. Они также играют важную роль в получении базовой
информации относительно всех мнений и точек зрения ребенка и членов семьи, и в определении
направлений дальнейших опросов. Затем используются обследование поведения, контрольные таблицы,
рейтинговые шкалы и психологические тесты. Источником информации служат также учителя и другие
люди,
которые взаимодействуют с ребенком в разных ситуациях. Все это делается для получения
максимально полной картины, что необходимо для разработки и применения наиболее подходящего
плана терапии.
Тщательное обследование требует анализа сильных и слабых сторон ребенка во многих
специфических сферах от навыков речи и самообслуживания до способностей к взаимодействию и
лидерству. Если результаты работы показывают, что некоторая сфера функционирования требует более
близкого рассмотрения, то требуется более глубокое обследование. Однако если первичное
обследование говорит о том, что определенные сферы функционирования не представляют проблемы,
то нет необходимости в их дальнейшем исследовании. Например, если у ребенка плохая успеваемость в
школе, то важно оценить его интеллект и академические показатели. С другой стороны, если ребенок
испытывает трудности дома, а в школе все хорошо, то нет необходимости проводить дальнейшее
обследование интеллектуального и академического функционирования.
Теперь перейдем к описанию других методов исследования детей и подростков, а также обсудим
обстановку и социальное окружение, которые играют основную роль в понимании природы каждой
конкретной проблемы. Эти методы во многом похожи на те, которые используются при проведении
различных исследований (это обсуждалось в главе 3). Однако в этой главе мы фокусируем внимание на
применении этих методов по отношению к конкретным детям и их семьям в контексте клинического
обследования.
Клиническое интервью
Дети и подростки обычно не обращаются за помощью сами. Их приводят к специалисту, когда
их поведение начинает беспокоить других. Поэтому они часто не понимают, почему их обследуют,
ничуть не страдают и не видят причин для беспокойства (откровенно говоря, с некоторыми взрослыми
случается то же самое!). Первичное клиническое интервью служит не только источником информации,
но и помогает наладить взаимодействие и взаимопонимание между ребенком, членами семьи и другими
заинтересованными лицами.
Клиническое интервью продолжает оставаться самым универсальным средством обследования,
которое используется в отношении детей и членов семьи (Sattler, 1998). Интервью могут в значительной
степени отличаться в зависимости от теоретической ориентации, стиля и целей специалиста (Sattler &
Mash, 1998). Интервью позволяет терапевту быстро и гибко собрать информацию в течение нескольких
встреч, а результаты могут быть интегрированы при помощи наблюдения семьи или психологического
тестирования.
В клинических интервью используется гибкий разговорный стиль, что помогает сформировать
наиболее полную картину ситуации. Клиническое интервью позволяет детям и их родителям отстаивать
свои мысли и чувства так, как это обычно происходит в повседневной жизни. В течение клинического
интервью специалист может наблюдать за невербальной коммуникацией между ребенком и
родителями: выражением лица, положением тела, интонациями, жестами, манерами и движениями.
В процессе клинического интервью за короткий промежуток времени можно собрать огромный
объем информации. Например, в одночасовом интервью с одним из родителей можно получить массу
деталей об истории развития ребенка, особенностях его поведения, о реакции на воспитательные меры,
об отношениях с другими и успеваемости в школе, узнать о том, что ребенок любит и чего не любит,
гораздо больше, чем можно увидеть, наблюдая родителей и ребенка в течение того же часа (Sattler,
1998). Во врезке 4.1 приводится неструктурированное интервью с Мартой, 14-летней девушкой,
которую беспокоят симптомы социальной тревоги.
|