Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 537 
Next page End  

Врезка 4.1
Пример неструктурированного интервью
Др. М.: В каких ситуациях ты ощущаешь тревогу?
Марта: Когда мне приходится выступать в классе, есть в школьном буфете или идти в спортзал.
В любой ситуации, когда рядом другие дети.
Др. М.: Когда ты впервые почувствовала тревогу в классе?
Марта: Даже мысль о выступлении в классе за день до этого вызывает тревогу. На следующее
утро она усиливается. К началу урока я уже полная развалина.
Др. М.: Расскажи, что ты чувствуешь, когда накатывается тревога.
Марта: Я ощущаю пустоту в глубине живота. Мое сердце начинает колотиться, а руки
покрываются потом. Мой мозг взрывается, и я не могу придумать, что сказать. Это ужасно. Иногда я
просто пропускаю урок.
Др. М.: О чем ты думаешь, когда пропускаешь урок?
Марта: Я боюсь, что учитель попросит меня выступить. А я не буду знать, что говорить. А если
что-то скажу, то это будет страшная глупость. Учитель и одноклассники подумают, что я дура,
настоящее ничтожество.
Др. М.: Какие у тебя отметки в школе?
Марта: Довольно хорошие — четверки. Но были бы гораздо лучше, если бы я не пропускала
столько уроков.
Др. М.: Итак, ты учишься хорошо. Почему же ты думаешь, что одноклассники будут считать
тебя глупой, если ты заговоришь в классе?
Марта: Я не знаю. Просто будут, и все.
---
Многие клиницисты разрабатывают свой стиль вовлечения детей школьного возраста и
подростков в беседу (для того чтобы дети чувствовали себя комфортно, мы часто используем
видеоигры, игрушки и аналогичные «приманки»). Если на прием пришел маленький ребенок, то имеет
смысл для начала вовлечь одного из родителей в игру или совместную деятельность, так как маленькие
дети чувствуют себя в своей тарелке лишь тогда, когда рядом родители. (Для этой возрастной группы
налаживанию новых взаимоотношений способствуют рисование, раскрашивание и подобные занятия).
Однако соответственно уровню развития маленькие или умственно отсталые дети могут дать лишь
самую общую картину своего внутреннего состояния, поведения и жизненных обстоятельств.
<Часто первой реакцией детей при встрече со специалистом-психиатром является страх и
сопротивление.>
Ориентируясь на возраст ребенка, вы, возможно, захотите провести интервью, используя
дружеский подход, соответствующий развитию ребенка, природе проблемы и целям интервью.
Необходимо собрать информацию о восприятии ребенком себя и других людей, получить примеры его
реакций на социальные ситуации, взаимодействие с взрослыми. При таком интервью важно все: и
взгляды ребенка на обстоятельства, которые привели его в клинику, и ожидания относительно
улучшений, и понимание самой ситуации обследования, а также способы интерпретации основных
событий в жизни ребенка, таких как развод или насилие в семье.
Какие вопросы вы хотели бы задать родителям Фелиции? Возможно, вы захотите узнать,
насколько трудно протекало дистанцирование Фелиции от родителей, и предпринимались ли ранее
какие-либо меры. Возможно, вы захотите обсудить с родителями Фелиции причины их проблем, и
обрисовать следующие шаги процесса обследования и терапии.
История развития и семейная история. Первичное обследование часто включает историю
развития или семейную историю о потенциально значимых этапах развития и событиях истории
родителей, которые могли оказать влияние на текущие трудности ребенка. Такую информацию можно
получить при помощи биографических анкет или в процессе первичного интервью, которое обычно
затрагивает следующие вопросы (Nay, 1979):
-
Рождение ребенка и связанные с ним события —
беременность, осложнения при родах,
употребление матерью в течение беременности наркотиков, алкоголя, курение.
-
Вехи развития ребенка, включая возраст, когда ребенок пошел, развитие речи, контроль
мочевого пузыря и кишечника, навыки самообслуживания.
-
Медицинская история ребенка, включая травмы, несчастные случаи, операции, заболевания и
Hosted by uCoz