контрацепцию и другие проблемы (Joffe & Radius, 1993; Whitaker et al., 1999; Wilson et al., 1994).
Разговоры о контрацепции с родителями также позитивно влияют на факт использования подростками
противозачаточных средств (Jaccard et al., 2000). Одно из наблюдений показало, что чем больше матери
обсуждали со своими сыновьями методы предохранения, тем эффективнее последние использовали
контрацепцию (Jaccard et al., 1996). Другое исследование установило, что девушки, матери которых
говорили с ними о противозачаточных средствах, в два раза реже занимались сексом и в три раза чаще
применяли эффективные методы предохранения (Newcomer & Udry, 1985).
<Вопрос для критического размышления. Должны ли родители снабжать противозачаточными
средствами своих детей-подростков, если те активно ходят на свидания или становятся зрелыми?
Почему да или почему нет?>
Другое исследование показало, что ощущения собственной значимости и уверенности в себе
характеризуют молодежь, эффективно использующую контрацептивные методы (Kaemingk & Bootzin,
1990; Allen et al., 1990). Это недвусмысленно свидетельствует о том, насколько важно для родителей
создать дружественную и стабильную атмосферу в семье, чтобы способствовать развитию этих важных
личностных черт. Высокая самооценка также сочетается у подростков с качественным контролем
рождаемости (Lagana, 1999). Исследования отмечают и то, что подростки, выросшие в семье, где
важное значение придавалось ответственности за собственное поведение, склонны предохраняться
более эффективно (Wilson et al., 1994; Whitaker et al., 1999). Наконец (и наиболее очевидно), подростки,
знающие о контрацепции больше, предохраняются чаще и эффективней (Lagana, 1999).
<Задайте себе вопрос. Если возможно, назовите факторы, повлиявшие на ваше решение
использовать контрацепцию. Разделяете ли вы ответственность за нее с партнером? Почему да или
почему нет?>
Стратегии по снижению частоты беременности у подростков
Многие крупные специалисты в области подростковой сексуальности согласны с тем, что
попытки рассказать подросткам о контрацепции и других аспектах сексуальности станут более
эффективными, если будут представлять сексуальность как позитивный аспект в жизни человека, а не
как что-то плохое и постыдное. Подростки, положительно относящиеся к своей сексуальности, более
склонны к эффективной контрацепции (Baker et al., 1988; Lagana, 1999; Meschke et al., 2000). Во многих
странах Западной Европы, где частота родов у подростков во много раз ниже, чем в США (хотя уровень
их сексуальной активности равен или даже выше американского), секс рассматривается как
естественное и здоровое явление, а сексуальная активность подростков считается вполне приемлемой.
Это весьма контрастирует с Соединенными Штатами, где секс романтизируют и прославляют и в то же
время часто представляют его чем-то грешным и грязным, что следует скрывать от других.
Ниже мы предлагаем список мер по снижению частоты подростковой беременности в США,
составленный на основе большого количества исследований по сексуальности у подростков.
1. Необходимо так расширить и усовершенствовать систему американских клиник планирования
семьи и школьные здравпункты, чтобы они предоставляли бесплатные или дешевые услуги по
контрацепции всем желающим подросткам. Школы и средства массовой информации должны
принимать большее участие в распространении информации о том, что эти службы доступны и для
бедных. Важно рекламировать и тот факт, что такие клиники обеспечивают своим клиентам
абсолютную конфиденциальность.
2. Соединенные Штаты должны последовать примеру ряда европейский стран и ввести
обязательное половое просвещение на протяжении всего школьного обучения. Безопасный секс в
подростковом возрасте должен считаться проблемой здравоохранения, а не религии или политики.
Исследования показали, что подростки, которых ценят, уважают и ожидают от них ответственного
поведения, часто не обманывают ожиданий (Kelly & McGee, 1999). Было установлено и то, что
подростки, прошедшие всестороннее половое просвещение, беременеют реже, чем не имевшие такого
образования. Эта разница особенно заметна, если половое просвещение провели до того, как подростки
стали сексуально активны (Firestone, 1994; Kirby, 2000; Lagana, 1999).
3. При обучении подростков предупреждению нежелательной беременности необходимо понять,
что для эффективной контрацепции важно и отношение к ней мужчин (Goodyear et al., 2000; Marsiglio,
1993). Юноши-подростки часто считают предохранение делом девушек (Braverman & Strasburger,
1993b; Lagana, 1999). Программы полового просвещения должны подчеркивать, что ответственность за
контрацепцию разделяется между партнерами. При опросе нескольких тысяч американских подростков
|