или социальным работником в течение часа или более каждую неделю, в целом оказалась недостаточно
эффективной в лечении принудительных парафилий. Трудно рассчитывать на то, что за один-два часа
беседы можно преодолеть годы обусловливания и сформированных в результате этого мощных
побуждений продолжать парафилическое поведение, хотя бы оно и являлось проблематичным для
самого клиента.
Психотерапия. Неинвазивная (ненасильственная) процедура, включающая вербальное
взаимодействие между клиентом и врачом, направленное на улучшение адаптации человека к жизни.
Об определенном ограниченном успехе в лечении парафилий сообщали психологи,
практикующие когнитивную терапию.
Когнитивно-терапевтические подходы базируются на
предположении, что большинство психических расстройств являются результатом искажения когниций
[Нарушения познавательной способности.
Прим. перев.] человека или его мыслей. Работающие в
рамках когнитивных подходов психотерапевты пытаются продемонстрировать своим клиентам связь их
нарушений с искаженными или иррациональными мыслями. Затем эти психотерапевты используют
разнообразные техники, чтобы помочь больным изменить эти когниции на более адекватные (Johnston
et al., 1997). Таким образом, хотя цель терапии заключается в том, чтобы изменить неадекватное
парафилическое поведение человека, метод когнитивных терапий состоит в том, чтобы сначала
изменить то, что человек думает.
Когнитивные терапии. Терапевтические подходы, которые базируются на той предпосылке,
что большинство психических расстройств происходит от искажений в когнициях (ментальных
представлениях) или мыслях.
К сожалению, часто очень трудно изменить искаженные идеи или когниции, которые люди
привыкли использовать для оправдания своего парафилического поведения. Кроме сильного желания
продолжать свои чрезвычайно приятные занятия большинство людей, склонных к принудительным
парафилиям, подчас имеют собственное мнение по поводу своих трудностей. Так, они считают, что
проблемы, связанные с их аномальным поведением, происходят от нетерпимости общества к таким
видам поведения, а не от их фундаментальной неадекватности. Изменение таких искаженных
представлений может оказаться реальной трудностью.
Терапии поведения
Традиционные модели психотерапии делали основной акцент на выявлении главных причин
психических расстройств. И эти причины рассматривались как отклонения от тех причин, которые
обусловливают так называемое нормальное поведение. Терапия поведения (бихевиоральная
терапия) отступает от этой традиционной концепции. Ее центральный тезис состоит в том, что
неадекватное поведение является результатом обучения и что избавиться от него можно путем
отучения. Кроме того, принципы, определяющие приобретение аномальных или нетипичных форм
поведения, аналогичны тем, которым подчиняется процесс усвоения нормального поведения.
Бихевиоральная терапия главным образом основывается на результатах многочисленных лабораторных
экспериментов, направленных на разработку различных стратегий переучивания. Эти стратегии
предназначены для того, чтобы помочь людям избавиться от неадекватных моделей поведения.
Бихевиоральная терапия сосредоточивается на текущих поведенческих стереотипах, которые и
становятся источником проблем для того или иного человека. Поэтому терапевты поведения не
интересуются ни реструктурированием личности, ни поиском подавленных конфликтов. Чтобы
избавить пациента от неадекватных форм поведения, они вводят соответствующие изменения в
характер взаимодействия между пациентом и его окружением. Например, человека, который сексуально
реагирует на демонстрацию собственных гениталий, можно было бы лечить путем неоднократного
предъявления ему аверсивного стимула в сочетании с ситуацией/стимулами, которые провоцируют этот
атипичный способ возбуждения. Эта техника, названная аверсивным обусловливанием,
является одной
из нескольких техник бихевиоральной терапии, которые будут представлены далее.
Терапия поведения (бихевиоральная терапия). Терапия, которая базируется на
предположении, что неадекватное поведение является результатом обучения и поэтому может быть
устранено путем отучения.
Аверсивное обусловливание
Цель аверсивного обусловливания состоит в том, чтобы заменить положительную реакцию на
|