Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 452 
Next page End  

несоответствий?
<Вопрос для критического размышления. Какая схема исследования позволила бы
исследователям определить, является ли изменение гендерной идентичности мужчин, страдающих ДГТ,
в подростковом возрасте подлинным и естественным процессом либо же мы имеем дело с
искусственным процессом «культурной контаминации»? Будет ли эксперимент, проведенный по такой
схеме, этически безупречен?>
Как уже говорилось выше, некоторые данные позволяют предположить, что пренатальные
андрогены оказывают влияние на половую дифференциацию мозга, а также запускают процесс
маскулинизации половых структур. Тот же генетический дефект, который препятствовал
маскулинизации гениталий у мужчин, страдающих САН, в первом приведенном нами примере, мог
также блокировать и маскулинизацию их мозга, тем самым способствуя развитию женской гендерной
идентичности. Аналогично, мальчишеское поведение внутриутробно маскулинизированных женщин во
втором примере также может объясняться маскулинизирующим влиянием пренатальных андрогенов на
мозг. И все же благодаря чему мужчины, страдающие ДГТ-недостаточностью, претерпевают
относительно безболезненную трансформацию женской гендерной идентичности в мужскую?
Возможно, их мозг был пренатально запрограммирован развиваться по мужскому образцу.
Предположительно, они обладали нормальным уровнем андрогенов и за исключением генитального
развития были в состоянии адекватно реагировать на воздействие этих гормонов во время критических
фаз пренатального развития. Мы не можем с уверенностью утверждать, что пренатальные андрогены
маскулинизируют мозг. Однако такая интерпретация позволяет дать правдоподобное объяснение того,
каким образом страдающие ДГТ-недостаточностью индивиды, на гормональном уровне уже
предрасположенные к формированию мужской гендерной идентичности, хотя и идентифицируемые как
девочки, могут изменить свою идентичность на мужскую в подростковом возрасте под влиянием
телесных изменений.
Результаты этих интригующих исследований еще раз обращают наше внимание на сложность
процесса биологической половой детерминации. Мы убедились в том, что организм в процессе половой
дифференциации, предшествующей рождению, должен пройти многочисленные фазы, каждая из
которых подвержена сбоям. Эти исследования также заставляют нас поставить фундаментальный
вопрос: благодаря чему мы становимся мужчинами или женщинами? Раскрывая этот вопрос, мы
обратимся далее к роли социального научения в формировании гендерной идентичности после
рождения.
Влияние социального научения на гендерную идентичность
До сих пор мы рассматривали исключительно биологические факторы, участвующие в процессе
формирования гендерной идентичности. Однако наши ощущения себя мужчинами и женщинами
базируются не только на нашей биологической данности. Согласно теории социального научения, наша
идентификация либо с мужскими, либо с женскими ролями, или же и с теми и другими (андрогиния)
преимущественно является результатом социальных и культурных моделей и влияний, воздействующих
на нас на ранних этапах нашего индивидуального развития (Lips, 1997; Lorber, 1995).
Еще до рождения своего ребенка родители (а нередко и другие взрослые, участвующие в
воспитании) имеют предвзятые представления о том, чем мальчики и девочки отличаются друг от
друга. С помощью множества явных и неявных средств они сообщают о собственных взглядах своим
детям (Witt, 1997). Ожидания, связанные с гендерными ролями, оказывают влияние на окружение, в
котором воспитывается ребенок, начиная от цвета обоев в детской и заканчивая выбором игрушек. Эти
ожидания влияют также и на образ мышления родителей в отношении своих детей. Так, в ходе одного
исследования родителей просили описать родившихся у них младенцев. Родители мальчиков описывали
их как «сильных», «активных» и «крепких», тогда как родители девочек использовали такие слова, как
«мягкая» и «нежная». При этом все новорожденные имели приблизительно одинаковый уровень
развития мускулатуры (Rubin et al., 1974). Неудивительно, что ожидания, связанные с гендерными
ролями, влияют и на то, как родители реагируют на своих детей. Так, мальчика, вероятно, будут
побуждать подавлять слезы, если он поцарапает колено, а также проявлять другие «мужские» качества,
такие как независимость и агрессивность. Девочек же будут поощрять за проявления заботы и участия
(Hyde, 1996; Mosher & Tomlins, 1988; Siegal, 1987).
К возрасту 18 месяцев у большинства детей прочно формируется гендерная идентичность.
Начиная с этого момента подкрепление гендерной идентичности отчасти приобретает характер
Hosted by uCoz