Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 452 
Next page End  

замкнутого круга. Ведь большинство детей уже активно стремятся вести себя таким образом, какому их
научили воспитатели (Kohlberg, 1966; Sedney, 1987). Нередки случаи, когда девочкам приходится
пройти через период, на протяжении которого их заставляют одеваться в вычурные платьица или
упражняться в выпечке пирожных на кухне, в то время как их собственные матери уже давно сменили
свой гардероб на более практичный и навсегда отказались от карьеры домохозяйки.
{Хотя в последнее время родители становятся все более восприимчивыми к тому, какого рода
игрушки требуются их детям, многие из них до сих пор выбирают совершенно различные игрушки и
виды занятий для девочек и мальчиков}
Аналогично, маленькие мальчики обычно увлекаются образами супергероев, полицейских и
других культурных ролевых моделей и пытаются выработать формы поведения, соответствующие этим
ролям.
Антропологические исследования других культур также подтверждают точку зрения теории
социального научения на формирование гендерной идентичности. В нескольких обществах различия
между мужчинами и женщинами, которые нам представляются врожденными, вовсе никак не
проявляются. В частности, в классической работе Маргарет Мид «Пол и темперамент в трех
примитивных обществах» (Margaret Mead, Sex and Temperament in Three Primitive Societies, 1963) автор
приходит к выводу, что для других обществ могут быть характерны совершенно иные представления о
том, что свойственно мужчинам, а что — женщинам. В этой широко цитируемой книге,
представляющей собой отчет об исследованиях в Новой Гвинее, Мид описывает два общества, в
которых различия между мужчинами и женщинами минимальны. Мид отмечает, что в племени
мандагамор (Mundugumor) оба пола проявляют агрессивные, безэмоциональные, независимые и
эгоцентрические формы поведения. В соответствии с нормами нашего общества такое поведение
рассматривалось бы как типично мужское. В противоположность данной культуре среди арапеш
(Arapesh) и женщинам и мужчинам свойственны проявления нежности, чуткости, взаимопомощи,
заботы, а также отсутствие агрессии, что в нашем обществе рассматривалось бы как проявления
женственности. А среди чамбули (Tchambuli), как уже говорилось в параграфе, открывающем данную
главу, мужские и женские гендерные роли фактически являются противоположными тому, что
считается типичным для американцев. Однако нет никаких свидетельств в пользу того, что
представители этих обществ имеют какие-либо биологические отличия от американцев. Поэтому можно
предположить, что представления этих народов о том, что присуще мужчинам, а что женщинам,
являются результатом процесса социального научения.
Наконец, сторонники теории социального научения в отношении формирования гендерной
идентичности ссылаются на различные исследования, проводимые с детьми, родившимися с
амбивалентными наружными половыми органами. Такие дети часто причисляются либо к одному, либо
к другому полу, после чего воспитываются соответствующим образом. Большинство ранних
исследований в этой области было проведено группой ученых, возглавляемой Джоном Мани (John
Money) в госпитале Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University Hospital). В период, когда
методы лечения амбивалентной гендерной идентичности еще находились на стадии разработки, Мани и
его коллеги полагали, что человек рождается психосексуально нейтральным, или
недифференцированным. В связи с этим опыт социального научения является важнейшим фактором,
определяющим гендерную идентичность и гендерно-ролевое поведение (Money, 1961, 1963; Money &
Ehrhardt, 1972). В результате в те годы ученые уделяли мало внимания сопоставлению наружных
половых органов и половых хромосом. Более того, поскольку руководящим принципом было придание
наружным половым органам максимального внешнего сходства с естественными, большинству
интерсексуальных младенцев приписывался женский пол. Это происходило благодаря тому, что
хирургическая реконструкция амбивалентных половых органов в женские технически осуществлялась
значительно легче, а кроме того, и по эстетическим и по функциональным параметрам оказывалась
успешнее реконструкции пениса (Diamond & Sigmundson, 1997; Nussbaum, 2000).
Мани и его коллеги наблюдали подвергшихся такой хирургической операции детей на
протяжение нескольких лет. Они выяснили, что в большинстве изучаемых ими случаев у детей,
которым приписывался пол, не соответствующий их хромосомному полу, формировалась гендерная
идентичность, соответствующая характеру их воспитания (Money, 1965; Money & Ehrhardt, 1972).
Интересный случай представляли два ребенка, лечившиеся в Университете Джонса Хопкинса. Они
имели нормальный женский набор хромосом (XX), но претерпели пренатальную маскулинизацию в
результате воздействия избыточного количества андрогенов. Данное нарушение было правильно
диагностировано у одного из этих детей в возрасте двух лет. В результате маскулинизированным
Hosted by uCoz