замкнутого круга. Ведь большинство детей уже активно стремятся вести себя таким образом, какому их
научили воспитатели (Kohlberg, 1966; Sedney, 1987). Нередки случаи, когда девочкам приходится
пройти через период, на протяжении которого их заставляют одеваться в вычурные платьица или
упражняться в выпечке пирожных на кухне, в то время как их собственные матери уже давно сменили
свой гардероб на более практичный и навсегда отказались от карьеры домохозяйки.
{Хотя в последнее время родители становятся все более восприимчивыми к тому, какого рода
игрушки требуются их детям, многие из них до сих пор выбирают совершенно различные игрушки и
виды занятий для девочек и мальчиков}
Аналогично, маленькие мальчики обычно увлекаются образами супергероев, полицейских и
других культурных ролевых моделей и пытаются выработать формы поведения, соответствующие этим
ролям.
Антропологические исследования других культур также подтверждают точку зрения теории
социального научения на формирование гендерной идентичности. В нескольких обществах различия
между мужчинами и женщинами, которые нам представляются врожденными, вовсе никак не
проявляются. В частности, в классической работе Маргарет Мид «Пол и темперамент в трех
примитивных обществах» (Margaret Mead, Sex and Temperament in Three Primitive Societies, 1963) автор
приходит к выводу, что для других обществ могут быть характерны совершенно иные представления о
том, что свойственно мужчинам, а что женщинам. В этой широко цитируемой книге,
представляющей собой отчет об исследованиях в Новой Гвинее, Мид описывает два общества, в
которых различия между мужчинами и женщинами минимальны. Мид отмечает, что в племени
мандагамор (Mundugumor) оба пола проявляют агрессивные, безэмоциональные, независимые и
эгоцентрические формы поведения. В соответствии с нормами нашего общества такое поведение
рассматривалось бы как типично мужское. В противоположность данной культуре среди арапеш
(Arapesh) и женщинам и мужчинам свойственны проявления нежности, чуткости, взаимопомощи,
заботы, а также отсутствие агрессии, что в нашем обществе рассматривалось бы как проявления
женственности. А среди чамбули (Tchambuli), как уже говорилось в параграфе, открывающем данную
главу, мужские и женские гендерные роли фактически являются противоположными тому, что
считается типичным для американцев. Однако нет никаких свидетельств в пользу того, что
представители этих обществ имеют какие-либо биологические отличия от американцев. Поэтому можно
предположить, что представления этих народов о том, что присуще мужчинам, а что женщинам,
являются результатом процесса социального научения.
Наконец, сторонники теории социального научения в отношении формирования гендерной
идентичности ссылаются на различные исследования, проводимые с детьми, родившимися с
амбивалентными наружными половыми органами. Такие дети часто причисляются либо к одному, либо
к другому полу, после чего воспитываются соответствующим образом. Большинство ранних
исследований в этой области было проведено группой ученых, возглавляемой Джоном Мани (John
Money) в госпитале Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University Hospital). В период, когда
методы лечения амбивалентной гендерной идентичности еще находились на стадии разработки, Мани и
его коллеги полагали, что человек рождается психосексуально нейтральным, или
недифференцированным. В связи с этим опыт социального научения является важнейшим фактором,
определяющим гендерную идентичность и гендерно-ролевое поведение (Money, 1961, 1963; Money &
Ehrhardt, 1972). В результате в те годы ученые уделяли мало внимания сопоставлению наружных
половых органов и половых хромосом. Более того, поскольку руководящим принципом было придание
наружным половым органам максимального внешнего сходства с естественными, большинству
интерсексуальных младенцев приписывался женский пол. Это происходило благодаря тому, что
хирургическая реконструкция амбивалентных половых органов в женские технически осуществлялась
значительно легче, а кроме того, и по эстетическим и по функциональным параметрам оказывалась
успешнее реконструкции пениса (Diamond & Sigmundson, 1997; Nussbaum, 2000).
Мани и его коллеги наблюдали подвергшихся такой хирургической операции детей на
протяжение нескольких лет. Они выяснили, что в большинстве изучаемых ими случаев у детей,
которым приписывался пол, не соответствующий их хромосомному полу, формировалась гендерная
идентичность, соответствующая характеру их воспитания (Money, 1965; Money & Ehrhardt, 1972).
Интересный случай представляли два ребенка, лечившиеся в Университете Джонса Хопкинса. Они
имели нормальный женский набор хромосом (XX), но претерпели пренатальную маскулинизацию в
результате воздействия избыточного количества андрогенов. Данное нарушение было правильно
диагностировано у одного из этих детей в возрасте двух лет. В результате маскулинизированным
|