наружным половым органам этого ребенка была хирургическим путем придана женская форма. В более
старшем возрасте эта девочка демонстрировала мальчишеский тип поведения (распространенный
случай среди таких девочек), но по внешности была очень женственной, обладала женской гендерной
идентичностью, встречалась с мальчиками и мечтала выйти замуж за мужчину. Второй ребенок был
ошибочно идентифицирован как мальчик, обладавший недоразвитым пенисом. Ошибка диагноза была
обнаружена лишь в возрасте 3,5 года, когда у ребенка уже прочно сформировалась мужская гендерная
идентичность. В результате было принято решение подвергнуть гениталии ребенка дальнейшей
маскулинизации хирургическим путем, а в период полового созревания ему было назначено
гормональное лечение. В подростковые годы этот ребенок дружил с другими мальчиками и испытывал
сексуальное влечение к девочкам. Таким образом, хотя оба ребенка обладали женским набором
хромосом и женскими внутренними половыми структурами, у них сформировалась гендерная
идентичность, соответствующая приписанному им полу и воспитанию. Эти данные свидетельствуют в
пользу определяющей роли социального научения в формировании гендерной идентичности.
Однако в последние годы было обнаружено, что по крайней мере некоторые интерсексуальные
дети могут не являться при рождении психосексуально нейтральными, как это считалось ранее. Так,
было проведено многолетнее наблюдение за несколькими интерсексуальными детьми, прошедшими
курс лечения, разработанный в Университете Джонса Хопкинса. Это наблюдение показало, что у части
этих индивидов возникали серьезные проблемы с адаптацией к приписанной им гендерной
принадлежности (Diamond, 1997; Diamond & Sigmundson, 1997). Одним из наиболее показательных
является пример двух однояйцевых близнецов, с одним из которых произошел несчастный случай при
обрезании. В результате этого большая часть тканей его пениса была разрушена. Поскольку никакая
пластическая операция не могла восстановить его сильно поврежденный пенис, было рекомендовано
воспитывать ребенка как девочку и осуществить соответствующую операцию по перемене пола. Через
несколько месяцев родители приняли решение воспитывать ребенка как девочку. Вскоре после этого с
целью облегчения процесса феминизации ребенок был подвергнут кастрации и первичной генитальной
хирургической операции. Дальнейшие операции по формированию полноценной вагины были
отложены до времени достижения ребенком более старшего возраста. Последующие анализы обоих
близнецов, проводимые в период раннего детства, показали, что несмотря на тот факт, что оба близнеца
обладали идентичным генетическим материалом, их реакцией на раздельное социальное научение
явилось формирование противоположных типов гендерной идентичности. Более того, ребенок,
которому была приписана новая гендерная идентичность уже после рождения, развился в полноценную
девочку.
Если бы история двух близнецов на этом заканчивалась, мы располагали бы убедительными
свидетельствами в пользу определяющей роли социального научения в формировании гендерной
идентичности. Однако в 1979 году психиатр, отслеживавший этот случай, обнаружил новые факты. По
его наблюдениям, тот из близнецов, которому была приписана новая гендерная идентичность,
испытывает значительные трудности, пытаясь адаптироваться к роли женщины (Willims & Smith, 1979).
Более позднее обследование (Diamond & Sigmundson, 1997) показало, что начиная с возраста 14 лет, еще
не зная о своем обладании мужским хромосомным набором (XY) и вопреки рекомендациям членов
семьи и врачей, данный индивид решил отказаться от роли женщины. Решительный отказ жить в
качестве женщины наряду со значительным улучшением эмоционального состояния после принятия
роли мужчины убедил специалистов в уместности повторной перемены пола. Постхирургическая
адаптация прошла прекрасно, и с помощью лечения тестостероном близнец «превратился» в
привлекательного юношу. В возрасте 25 лет он женился на женщине, усыновил ее детей и без каких-
либо проблем принял на себя роль отца и мужа. Эта удивительная история изложена в книге Джона
Колапинто «Согласно замыслу природы: мальчик, воспитанный как девочка» (John Colapinto, As Nature
Made Him: The Boy Who Was Raised as a Girl, 2000).
Данный случай свидетельствует о необходимости долгосрочных исследований детей, которым
была приписана новая половая принадлежность. Отчет о первом этапе описанного выше исследования,
проведенном в период, когда ребенок еще находился на ранней стадии развития, широко цитировался в
прессе, а также в научных и медицинских кругах. Он рассматривался как очевидное свидетельство того,
что гендерная идентичность при рождении является психологически нейтральной, еще не
сформированной опытом социального научения. Теперь, спустя многие годы, в течение которых эта
точка зрения продолжала господствовать, мы обнаруживаем, насколько ошибочной может оказаться
подобная интерпретация. Даже сам Джон Мани, в прошлом активный проповедник данной точки
зрения, в настоящее время уже не придерживается столь крайних взглядов (см. Money, 1994a).
|