94% участников высказали согласие подвергнуться подобной операции снова, если бы у них вновь
возникла такая необходимость (Blancard et al., 1985). Согласно результатам другого, более позднего
исследования, 16 из 17 транссексуалов, сменивших мужской пол на женский, оценивали перемену
своего пола как успешную (Schroder & Carroll, 1999). В других отчетах также сообщается, что
транссексуалы, подвергшиеся операции, были удовлетворены результатами. К тому же их социальная
адаптация была намного лучше, чем у тех, кто не прошел операцию по перемене пола (Lief &
Hubschman, 1993; Rakic et al., 1996; Schroder & Carroll, 1996).
Гендерные роли
Как мы убедились, социальное научение является важным источником формирования гендерной
идентичности на самых ранних этапах жизни. Часто уже к двухлетнему возрасту большинство детей
твердо знают, мальчики они или девочки. Этот фактор продолжает воздействовать на нас на
протяжении всей жизни. Ведь в течение всей жизни на нас оказывают влияние так называемые
гендерные роли (или половые роли)
формы поведения, которые данное общество считает
приемлемыми и нормальными для мужчин и женщин.
Таким образом, каждому члену общества приписывается определенная гендерная роль. А это
влечет за собой определенные ожидания относительно того, как эти люди будут себя вести. Так, в
североамериканском обществе от мужчин традиционно ожидается, что они будут проявлять
независимость и агрессивность. Женщины же должны быть зависимыми и покорными. Поскольку
данные ожидания являются общераспространенными, они могут начать функционировать в качестве
стереотипов. Стереотипами называются крайне обобщенные представления о человеке лишь на
основании его половой и расовой принадлежности, религии, этнического происхождения и других
подобных категорий. Стереотипы, таким образом, не учитывают человеческую индивидуальность.
Стереотип. Крайне обобщенное представление о человеке лишь на основании его половой и
расовой принадлежности, религии, этнического происхождения или других аналогичных критериев.
Многие типичные гендерные стереотипы широко распространены в нашем обществе. К числу
господствующих представлений о мужчинах относится то, что они агрессивны (или по крайней мере
настойчивы), рассудительны, неэмоциональны, независимы, властны, склонны к соперничеству,
объективны, спортивны, активны и прежде всего компетентны. Женщины же, напротив, нередко
считаются непритязательными, руководствующимися не логикой, а эмоциями, склонными подчиняться
и проявлять теплоту и заботу.
Разумеется, далеко не все люди придерживаются данных гендерно-ролевых стереотипов. В
последние годы мы наблюдаем тенденцию к отходу от строгого следования предписываемым
гендерными стереотипами формам поведения. Исследования показывают, что женщинам менее
свойственно находиться под воздействием глубоко укоренившихся стереотипных представлений о
гендерных ролях. Женщины более склонны придерживаться позиции равенства в отношениях с
мужчинами (Larsen & Long, 1988). Однако многие мужчины также ощущают ограничивающий характер
традиционных гендерных ролей.
Несмотря на ограничивающую роль гендерных стереотипов в жизни людей, они до сих пор
имеют широкое распространение в нашем обществе (Hyde, 1996; Rider, 2000). Поэтому многие
индивиды комфортно чувствуют себя, принимая традиционные мужские и женские роли. Мы никак не
хотим принижать или оспаривать ценность избранного ими образа жизни. Вместо этого нашей целью
является выяснение того, почему гендерные роли столь глубоко укореняются в общественном сознании.
К рассмотрению этого вопроса мы и переходим.
Как мы усваиваем гендерные роли
Вам, вероятно, уже доводилось слышать аргументы в пользу того, что поведенческие различия
между мужчинами и женщинами являются в той или иной степени биологически обусловленными.
Мужчины не могут рожать или кормить детей. Аналогичным образом, биологические различия,
касающиеся гормонов, мышечной массы, структур и функций мозга также могут оказывать влияние на
некоторые аспекты поведения людей. Однако согласно объяснениям большинства ученых, гендерные
роли являются все же продуктом социализации процесса, посредством которого индивид усваивает
и принимает ожидания общества, касающиеся поведения его членов. Как показывают данные,
изложенные во вставке «Этнические вариации гендерных ролей», для различных культурных и
|