этнических групп, входящих в состав общества, характерны и различные ожидания относительно
поведения мужчин и женщин. Посредством каких механизмов общество сообщает своим членам об
этих ожиданиях? В следующих разделах мы рассмотрим пять действующих сил социализации; к ним
относятся родители, сверстники, школа, телевидение и религия.
Социализация. Процесс, посредством которого общество передает индивиду ожидания
относительно поведения своих членов.
Лики сексуальности. Этнические вариации гендерных ролей
В основном тексте мы преимущественно обсуждали гендерные представления, преобладающие в
традиционной американской культуре. Они происходят из среды белых американцев и европейцев.
Здесь же мы кратко рассмотрим гендерные роли, характерные для трех других американских
этнических групп: испаноамериканцев, афроамериканцев и американцев азиатского происхождения.
Воплощением традиционных испаноамериканских гендерных ролей являются культурные
стереотипы марианизма (marianismo) и мачизма (machismo).
Истоки марианизма связаны с
общепринятым в Римско-католической церкви представлением о том, что женщины должны быть
чисты и жертвенны, подобно Деве Марии. Согласно этому взгляду, женщине отводится прежде всего
роль матери, которая обязана быть верной, добродетельной, пассивной и покорной своему мужу. В то
же время она должна быть хранительницей домашнего очага и семейных традиций (Bryjak & Soroka,
1994; Espin, 1992; McNeil et al., 2001). Неудивительно, что такие требования часто являются для
испаноамериканских женщин источником значительного стресса. Хотя сегодня все большее число
испаноамериканок устраиваются на работу, на них продолжает лежать ответственность за воспитание
детей, выполнение домашних обязанностей и обслуживание мужей.
Концепция мачизма проецирует на испаноамериканских мужчин образ сильного, мужественного
и властного главы семейства, принимающего все важные для членов семьи решения (Bryjak & Soroka,
1994; Espin, 1992; McNeil et al., 2001; Torres, 1998). Эта концепция также включает и представление о
том, что для мужчины приемлемо быть сексуально агрессивным и искать любовных побед вне брака.
Таким образом, испанская культура нередко предъявляет к мужчинам и женщинам двойные
стандарты, заставляя женщин оставаться верными лишь одному мужчине, тогда как мужьям
дозволяется иметь внебрачные связи (Espin, 1992; McNeil et al., 2001). Однако концепция мачизма имеет
и другую сторону, поскольку она также характеризуется проявлениями щедрости, уважения к другим,
корректного и справедливого использования власти, храбрости и ответственности за безопасность и
честь своей семьи (McNeil et al., 2001; Torres, 1998; Vasquez, 1994).
Безусловно, марианизм и мачизм это не более чем стереотипы, и многие испаноамериканцы
не принимают этих гендерно-ролевых предписаний (Vasquez, 1994). Кроме того, совокупность таких
процессов, как ассимиляция, урбанизация и повышение уровня жизни испаноамериканцев,
способствует уменьшению роли этих культурных стереотипов, как и гендерно-ролевого неравенства
(McNeil et al., 2001; Schaefer, 1990).
В другой этнической группе, у афроамериканцев, женщины играют центральную роль в жизни
семьи. Но сама афроамериканская семья, как правило, отличается от традиционной «ядерной» модели,
включающей отца, мать и детей (Bulcroft et al., 1996; Greene, 1994a; Reid & Comas-Diaz, 1990).
Афроамериканские женщины являлись надеждой и опорой своего сообщества еще со времен рабства.
Поскольку в период рабства женщины не были экономически зависимы от своих мужей,
афроамериканские мужчины не привыкли занимать главенствующую роль в семье. Этим отчасти
объясняется, почему отношения между афроамериканскими мужчинами и женщинами в большей
степени тяготеют к равноправию и экономическому паритету в сравнении с другими культурными
группами, включая доминантную для США белую культуру (Blee & Tickamyer, 1995; Bulcroft et al.,
1996; Greene, 1994a). Историческим отсутствием экономической зависимости также можно объяснить и
тот факт, что главой многих афроамериканских семей являются женщины, самостоятельно
определяющие свой общественный статус.
Другим фактором служит высокий уровень безработицы среди афроамериканских мужчин,
почти в три раза превышающий данный показатель для белого населения (U.S. Bureau of the Census,
1997). Высокий процент безработицы и особенности американской системы страхования, безусловно,
способствуют тому, что часть афроамериканских мужчин уклоняется от брака или бросает свои семьи.
В результате афроамериканским женщинам нередко приходится проявлять формы гендерно-ролевого
поведения, противоположные гендерным стереотипам, традиционным для белых американок.
Хотя среди афроамериканцев не столь сильно, как среди других культурных групп,
|