Несмотря на то что мы получаем от самости свет сознания и знаем об источнике, который освещает нас,
мы не знаем, хранится ли он именно в сознании... Если бы самость была целиком выводима из опыта,
она бы и ограничивалась опытом, тогда как в реальности этот опыт неограничен и бесконечен... Если
бы я был один со своей самостью, я бы знал обо всем, говорил бы на санскрите, читал бы клинопись,
знал бы о доисторических событиях, был бы знаком с жизнью на других планетах и т. д.» (1975, р. 194-
195).
Самость глубокий внутренний руководящий фактор, который может показаться легко
отличимым от сознания и эго, если не чуждым им. «Самость не только центр, но и периферия,
которая охватывает и сознание, и бессознательное: это центр всего, так же как эго центр сознания»
(1936 b, р. 41). Самость может проявляться в первую очередь в снах, как небольшой, незначительный
образ. Самость у большинства людей неразвита, и они не знают о ней. Развитие самости не означает
исчезновения эго. Эго остается центром сознания, важной структурой психики. Оно обретает связь с
самостью в результате долгой, тяжелой работы понимания и принятия бессознательных процессов.
«Как растение дает свои цветы, так психика создает свои символы» (Jung, 1964, р. 64).
Символы
Согласно Юнгу, бессознательное выражает себя в первую очередь через символы. Несмотря на то
что нет специфического символа или образа, полностью представляющего архетип (который является
формой без специфического содержания), чем больше символ соответствует бессознательному
материалу, организованному вокруг архетипа, тем более сильный, эмоционально заряженный ответ он
вызывает.
Символ имеет очень сложное значение, потому что не подчиняется причине; он всегда
предполагает много значений, и эта многозначность не может быть сведена к единой логической
системе. Символ обращен в будущее. Прошлого недостаточно для его интерпретации, потому что ростки
будущего пробиваются в каждой нынешней ситуации. Это объясняет, почему символизм, спонтанно
приложимый к ней, содержит будущее (Jung in: McGuire & Hull, 1977, p. 143).
Юнг изучал два вида символов: индивидуальные и коллективные. Под индивидуальными
символами Юнг подразумевает «естественные» символы, которые спонтанно продуцируются
человеческой психикой, в отличие от образов или рисунков, намеренно созданных художником. В
дополнение к личным символам, находящимся в снах и фантазиях человека, существуют важные
коллективные символы, которые часто являются религиозными образами, например крест,
шестиконечная звезда Давида и буддийское колесо жизни. Символические способы выражения и
образы представляют понятия, которые мы не можем полностью определить или целиком понять.
Символы всегда имеют дополнительные значения, которые неясны или скрыты от нас. По Юнгу, за
знаком стоит что-то еще, но символ, например дерево, является чем-то сам по себе динамической,
живущей сущностью. Символ может представлять психическую ситуацию человека, и он же является
ситуацией в каждый данный момент.
Активное воображение
Юнг расценивал использование активного воображения как способ развития самопонимания
через работу с символами. Он поощрял своих пациентов рисовать, лепить или работать с другими
видами искусства и считал это способом проникновения в свои внутренние глубины. Активное
воображение является не пустой фантазией, а попыткой через символы вовлечь бессознательное в
диалог с эго.
Активное воображение относится к любой сознательной цели создать материал, тесно связанный
с бессознательными процессами, чтобы ослабить обычный контроль нашего эго, при этом не позволяя
бессознательному полностью главенствовать. Процесс активного воображения у каждого свой.
Некоторые люди наиболее продуктивно используют рисование или живопись, тогда как другие
предпочитают сознательное построение образов, или фантазию, или еще какие-то формы выражения.
Исследуя свое собственное бессознательное, Юнг использовал разнообразные пути. Он
|