спроектировал себе уединенный дом в Боллингене, следуя своим внутренним потребностям, и,
занимаясь собственным развитием, добавлял к дому различные пристройки. Юнг писал на стенах в
Боллингене фрески; переписывал манускрипты на латыни и верхненемецком языке, иллюстрировал
свои собственные рукописи и вырезал из камня.
Для размышления. Активное воображение
Рисование
Начните вести дневник ежедневную коллекцию эскизов и рисунков. По мере работы с
дневником вы постепенно увидите, как главные изменения в вашей психологической жизни
соотносятся с вашими рисунками. Когда вы будете рисовать, то, вероятно, обнаружите, что часто
ассоциируете основные цвета или формы с основными эмоциями и людьми, и ваши рисунки станут
более ясным средством самовыражения.
Другой подход к рисованию сесть с блокнотом и цветными карандашами и задать своему
бессознательному вопрос. Затем позвольте вашему воображению найти образ; перенесите образ на
бумагу. Не думайте об ответе.
Другие средства
Технология может служить помощью в активном воображении. Фотография и видеозапись
предоставляют нам множество возможностей, аудиозапись также легко доступное средство для
реализации активного воображения. Выберите какой-нибудь один вариант и поэкспериментируйте с
ним, позволяя вашему бессознательному выражать себя в форме, которую вы выбрали.
Осознанное воображение
Начните с образа сна или любого образа, который является особенно сильным или значимым для
вас. Созерцайте его и наблюдайте, как он начинает меняться или раскрываться. Не пытайтесь сделать,
чтобы что-нибудь произошло; только наблюдайте за тем, что, как вам кажется, происходит спонтанно.
Осмыслите ваш первый образ и моментально перейдите от одного объекта к другому.
Вы можете в конце концов решить, что будете продвигаться вглубь самого себя, адресуясь к
образу, и слушать, что же он хочет сказать.
---
Сны
По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике. Мы
подвергаемся огромному числу разнообразных влияний, жизнь стремится сбить нас с толку и
сформировать наше мышление способами, которые часто не подходят нашей личности и
индивидуальности. «Общая функция снов, писал Юнг, попытаться восстановить наш
психологический баланс продуцированием материала сна, который восстанавливает трудноуловимым
способом общее психическое равновесие» (1964, р. 50).
Юнг подходил к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта
и внимательно наблюдать. Иначе понять их невозможно. Уделяя пристальное внимание форме и
содержанию сновидения, Юнг пытался раскрыть значение символов сна и при этом постепенно
отходил от свойственного психоаналитикам доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений.
«Свободные ассоциации выносят на поверхность все мои комплексы, но всегда тяжело понять значение
сна. Чтобы понять значение сновидения, я должен придерживаться, насколько возможно, его образов»
(1934, р. 149). Во время анализа Юнг очень часто возвращал своих пациентов к образам сна и спрашивал
их: «О чем говорит сон?» (1964, р. 29).
Так как сон связан с символами, имеющими более одного значения, то для его интерпретации не
может быть простой механической системы. Любая попытка анализа сна должна предприниматься с
учетом аттитюдов, опыта и биографии сновидца. Это полная риска общность аналитика и пациента.
Сновидец интерпретирует сон с помощью аналитика и под его руководством. Помощь аналитика может
быть жизненно важна, но в итоге только сновидец может знать, что означает сон.
«Образ является сконцентрированным выражением психической ситуации как целого,
не
единственным и даже не преобладающим простым и чистым содержанием бессознательного» (Jung,
|