Конфронтация с анимой или анимусом привносит, вместе с тем, проблему связи с коллективным
бессознательным. У мужчины анима может порождать непредсказуемые эмоциональные изменения или
настроения. У женщины анимус способен обнаружить себя как иррациональные, ригидно
удерживаемые мнения. Дискуссия Юнга об аниме и анимусе не является описанием маскулинности или
феминности в целом. Содержание анимы или анимуса дополнение нашего осознанного понимания
самих себя как мужчины или женщины, которое у большинства людей детерминировано культурными
ценностями и социально обусловленными гендерными ролями.
Человек, раскрывающий коллективный материал, сталкивается с опасностью поглощения им.
Согласно Юнгу, этот результат может иметь две формы. Есть возможность раздувания эго, когда
человеку требуются все добродетели и знания о коллективной психике. Противоположной реакцией
является слабость эго; человек чувствует, что он или она не имеет власти над коллективной психикой, и
вдруг осознает неприемлемые аспекты бессознательного иррациональные, негативные импульсы и т.
д.
Во многих мифах и сказках самыми большими препятствиями оказываются те, которые
подстерегают героя у самой цели (Франц, 1995). Когда человек вступает в контакт с анимой или
анимусом, с цепи срывается страшная энергия. Эту энергию можно использовать, чтобы строить эго, а
не развивать самость. Юнг называл такое идентификацией с архетипом мана-личности. (Mana
меланезийское слово, обозначающее энергию или силу, исходящую от людей, объектов или
сверхъестественных сущностей; эта энергия таинственной или чарующей природы.) Эго
идентифицируется с мудрым мужчиной или мудрой женщиной, мудрецом, который знает все. (Этот
синдром встречается не только среди университетских профессоров старшего возраста.) Мана-личность
опасна, потому что является ложным преувеличением силы. Люди застревают на этой стадии, пытаясь
быть и больше, и меньше, чем они есть на самом деле: больше, потому что имеют тенденцию верить, что
стали совершенными, цельными или даже подобными богу; но в результате они оказываются меньше,
потому что потеряли контакт со своей неотъемлемой человеческой природой, и фактически нет ни
одного непогрешимого, безупречного и абсолютно мудрого человека.
«Не совершенство, а завершенность вот то, чего ждут от вас» (Jung, 1973, р. 97).
Юнг видит временную идентификацию с архетипом самости или мана-личности как явление,
почти неизбежное в процессе индивидуации. Лучшая защита от раздувания эго помнить об
исключительно человеческом и не терять контакта с реальностью того, что можно и должно делать, а не
того, что хотелось бы делать или кем бы хотелось быть.
Структура
Тело
В своих многотомных трудах Юнг уделял не слишком много внимания роли тела, предпочитая
концентрировать усилия на анализе психики. Он не разделял точки зрения, что происходящие в нас
процессы, имеющие отношение к физическому телу, существуют лишь в той мере, в какой они
представлены в психике.
Тем не менее физическое тело и внешний мир можно познать только как
психологический опыт: «Я связан с психикой самой по себе, следовательно, не обращаю внимания на
тело и дух... Тело и дух для меня не более чем аспекты реальности психики. Опыт психики
непосредственный опыт. Тело является метафизическим, как и душа» (1973, р. 200). По Юнгу, опыт тела
весь без исключения важен (Conger, 1988).
«Психика и тело отдельные сущности, но они едины и живут одной и той же жизнью» (Jung,
1917, р. 113).
Социальные связи
Юнг подчеркивал, что индивидуация является исключительно личностным стремлением; тем не
менее это процесс, развивающийся и через связи с другими людьми:
|