«Никто не сможет узнать о своей индивидуальности, пока не обретет тесной и надежной связи со
своими собратьями; пытаясь найти себя, он не возвратится в пустыню эгоизма. Он только тогда сможет
открыть себя, когда глубоко и безоговорочно будет связан с другими, в целом с великим множеством
людей, с коими будет иметь возможность себя сравнивать и от которых сумеет себя отличить» (Jung in:
Serrano, 1966, p. 83-84).
«Индивидуация не разделяет людей, она устанавливает связи между ними. Я никогда не встречал
связей между людьми, основанных только на бессознательном» (Jung, 1973, р. 504).
Социальное взаимодействие важный фактор в формировании и развитии главных
личностных структур: персоны, тени и анимы или анимуса. Содержание социального опыта помогает
определить специфические образы и символы, связанные с каждой структурой; в то же время эти
основные архетипические структуры формируют наши социальные связи и направляют их.
Воля
Юнг склонялся к мысли, что воля относительно недавняя составляющая структуры личности.
Члены первобытного племени в той ситуации действия, когда мы прилагаем свойственные
современным людям волевые усилия, исполняют ритуалы (например, охотничьи танцы).
«Воли практически не существовало, и требовались все церемониалы, которые мы наблюдаем во
всех примитивных племенах, чтобы достичь того, что является эквивалентом нашему слову
«решимость». Постепенно, с веками, мы приобрели некоторый уровень силы воли. Мы можем отделить
некоторое количество энергии от энергии природы, от начального бессознательного, от начального
течения событий, количество энергии, которое мы не можем контролировать»
(Jung in: McGuire & Hull,
1977, p. 103).
Юнг определяет волю как энергию, которая управляется сознанием или эго. Развитие воли
связано с усвоением культурных ценностей, моральных стандартов и т. д. Воля обретает силу только
благодаря сознательной мысли и действию и не может целенаправленно воздействовать на
инстинктивные или другие бессознательные процессы, но имеет реальную, хотя и косвенную, власть
над ними через сознание.
Эмоции
Юнг подчеркивает, что основную роль в психологии должно играть изучение эмоций:
«Только психология стала наукой, принимающей во внимание фактор ценности (т. е. чувства),
потому что именно чувства связывают жизнь с тем, что происходит в психике. Психологию часто
обвиняют, что в этом смысле она не наука; но тем, кто ее критикует, не удается понять научную и
практическую необходимость того, почему стоит придавать значение чувству» (1964, р. 99).
Материал, относящийся к архетипам, пробуждает порой сильнейшие эмоции, и его черты часто
внушают трепет. Обсуждая символы, Юнг не пишет о безжизненных словах или безликих шаблонах, но
говорит о мощных связях, которые помогают мужчинам и женщинам прожить свои жизни и из-за
разрыва которых многие умирают. Согласно Юнгу, эмоция это сила, стоящая за процессом
индивидуации. «Эмоция является главным источником сознания»
(1954 b, р. 96). Любое реальное,
внутреннее изменение имеет эмоциональный компонент.
«В своем врачебном опыте, так же как и в моей собственной жизни, я снова и снова встречаюсь
лицом к лицу с мистерией любви и никогда не могу объяснить, что же это такое» (Jung, 1961, р. 353).
Интеллект
По мнению Юнга, интеллект относится к направленным, осознанным мыслительным процессам.
Юнг отделяет интеллект от интуиции, которая заметно влияет на содержание сознания. Интеллект
играет важную, но ограниченную роль в функционировании психики. Юнг подчеркивает, что
исключительно интеллектуальное понимание не может быть полным: «Психология, которая
удовлетворяет только интеллект, никогда не сможет быть практической, для понимания психики
|