никогда не достаточно только интеллекта» (1917, р. 117). Наилучшим образом интеллект работает в
соединении с интуицией и чувством.
Терапевт
Согласно Юнгу, терапия является местом соединения усилий аналитика и пациента, работающих
вместе как равные. Так как двое формируют динамическое единство, аналитик тоже должен быть открыт
для изменения в результате этих взаимодействий. Юнг чувствовал, что терапия включает в первую
очередь взаимодействие между бессознательным аналитика с бессознательным пациента, который
может продвинуться в терапии ровно настолько, насколько это удалось аналитику: «Отличительная
черта психотерапии заключается в том, что нельзя, зная несколько рецептов, применять их более или
менее к месту; психотерапевт может добиться излечения лишь при соблюдении главного условия,
которое заключается в том, чтобы понять пациента как психологическое целое, найти к нему подход как
человеку, оставив в стороне теорию и внимательно выслушать то, что он скажет» (1973, р. 456).
«Терапевт не заслуживает этого названия, если у него невроз, ведь невозможно вывести
пациента на более высокий уровень, чем тот, которого достиг сам терапевт» (Jung, 1973, р. 95).
Юнг не надеялся на теорию и применение специальных техник в процессе терапии. Он считал,
что такая надежда побуждает аналитика механически применять эти техники, не вступая в контакт с
пациентом. А терапевт не должен лечить отдельные части психики, подобно тому как механик латает
старую машину, нуждающуюся в новом карбюраторе или глушителе. Целью терапии является подход к
пациенту как к целостному человеку через установление доверительных отношений с ним.
«Любой из моих учеников в состоянии понять вас настолько, чтобы вы смогли излечиться, если,
конечно, вы не станете жертвой предрассудка и не будете думать, что выздоровели за счет других. В
конце концов каждый человек должен сам выиграть свою битву. Никто другой не сможет это сделать за
него» (Jung, 1973, р. 126).
Сам Юнг жил затворником и встречался с пациентами только один или два раза в неделю. Чтобы
поощрить в них чувство автономии, он давал им домашние задания например, мог попросить
проанализировать их собственные сны. По его настоянию пациенты время от времени устраивали себе
«каникулы», чтобы избегнуть формирования зависимости от него и от привычной процедуры анализа.
Юнг разделил терапевтический процесс на две главные стадии, каждая из которых имеет две
части. В начале идет аналитическая стадия. Ее первая часть это исповедь, во время которой индивид
начинает раскрывать материал бессознательного. Здесь же проявляется и зависимость пациента от
терапевта. Во второй части первой стадии идет разъяснение материала исповеди, в которой возрастает
осведомленность и понимание психических процессов. Пациент остается зависимым от аналитика.
«Серьезные жизненные проблемы остаются тем не менее не решенными полностью. Если они
проявятся вновь это будет знаком, что что-то в процессе терапии было упущено. Если и не находится
готовых решений, то наша непрерывная работа с этими проблемами в любом случае имеет большое
значение» (Jung, 1931 а, р. 394).
Вторая стадия является синтетической.
Первым здесь идет обучение,
в котором Юнг
подчеркивал необходимость двигаться от психологического инсайта к актуальному новому опыту,
который является результатом индивидуального роста и формирования новых привычек.
Заключительная часть
трансформация.
Связь пациент аналитик является интегрированной, и
зависимость редуцируется по мере изменения связи. Индивидуальный опыт есть плотно
сконцентрированный процесс индивидуации, и архетипический материал не обязательно противоречит
этому опыту. Это стадия самообразования, на которой человек становится все более и более
ответственным за свое собственное развитие.
Оценка
Юнга часто критиковали за отсутствие в его теории связанной, ясно структурированной системы
мышления. Иногда кажется, что написанное им сбивается на нечто приблизительное и не представляет
|