Индивидуальная психология Адлера похожа на бихевиоризм (behaviorism) тем, что занимается
доступным для наблюдения поведением и его последствиями, а также утверждает, что любая концепция
должна быть конкретной и привязанной к реально существующему поведению. В отличие от
большинства психологических теорий, описанных здесь, индивидуальная психология не является
глубинной психологией (depth psychology),
то есть она не постулирует неосязаемые силы и построения,
таящиеся в глубине психики. Адлер, скорее, развивал контекстную психологию, где поведение
объясняется с помощью терминов физической и социальной окружающей среды, в контексте, самой
личностью обычно не осознаваемом. Адлер первым начал практиковать семейную терапию, это было в
1920 году. Последователи Адлера внесли большой вклад в групповую терапию (group therapy),
краткосрочную терапию (brief therapy) и применение психологии в образовании.
Биографический экскурс
Альфред Адлер, сын еврейского торговца средней руки, родился в пригороде Вены 7 февраля
1870 года. Семья была очень музыкальной. Мать Альфреда была замечательной пианисткой, один из
братьев стал учителем игры на скрипке, а сам Альфред обладал настолько красивым голосом, что ему
часто советовали попробовать себя в качестве оперного певца. В детстве он перенес несколько
серьезных заболеваний, включая рахит. Но еще больше, чем от болезней, мальчик страдал от ревнивого
соперничества со старшим братом. Адлер заметил однажды: «Мой старший брат... был всегда впереди
меня, он и сейчас впереди меня!» (Adler in: Bottome, 1957, p. 27).
Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный
Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою
компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был
лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает
важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом (social interest),
благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным
членом общества.
Все годы своей болезненной юности Альфред жадно читал. Когда он стал взрослым, хорошее
знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему
популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.
«Самое сложное для людей это понять себя и изменить себя» (Adler, 1928, р. 11).
В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший
брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных
происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай
безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать
врачом.
В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. Он глубоко
интересовался социализмом и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он
встретил свою будущую жену Раису, русскую студентку, которая училась в университете.
Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Он начал практику сначала как офтальмолог,
затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности
функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в
сторону неврологии и психиатрии. В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно
защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с
Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с
благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по
психоанализу.
Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество)
сформировавшимся молодым профессионалом, уже разрабатывавшим собственное научное
мировоззрение. Он не был ни последователем, ни «учеником» Фрейда и никогда не подвергался
тренировочному анализу. Тем не менее в 1910 году Адлер стал президентом Психоаналитического
|