«Люди, дававшие интервью ее биографу, отзывались о Хорни противоречиво: ее считали хрупкой
и сильной, откровенной и скрытной, «себе на уме» и в то же время участливой, далекой от остальных
людей и близкой им, по-матерински заботливой и небрежной. Ее называли нечуткой, любящей и
неспособной к любви, доминирующей и держащейся в тени, склонной манипулировать людьми и
поддающейся на уговоры, лидером и ведомым, справедливой и злой женщиной... Казалось, Хорни
требовалось объединить в себе много конфликтных черт, и это, видимо, давалось ей с невероятным
трудом» (Rubins, 1978, р. XIII-XIV).
Сама Хорни была блестящим клиницистом, но всю свою жизнь она страдала оттого, что не могла
найти аналитика, который бы действительно ей помог. Попробовав пройти курс психоанализа сначала с
Карлом Абрахамом, а затем в начале 20-х годов с Гансом Заксом, она разочаровалась и, чтобы как-то
облегчить свою эмоциональную жизнь, обратилась к самоанализу. Опыт клинического анализа и
самоанализ послужили источником ее психоаналитических идей. В постоянной борьбе с личными
проблемами и эмоциональными трудностями Хорни развивала собственную теорию и понимание
психоанализа. Хорни обладала удивительной способностью отчетливо видеть себя, по отношению к
себе она была честна до жесткости. Но, если не считать ее ранние незрелые эссе, Хорни никогда не
пыталась строить теорию, обобщавшую или оправдывавшую ее личные проблемы.
«Она творила, несмотря на свои проблемы, из-за своих проблем и изживая эти проблемы»
(Harold Kelman in: Paris, 1994, p. 176).
Хотя некоторые свои трудности Хорни и не удалось разрешить, она добилась успеха в другом. В
молодости она сильно страдала от депрессии, усталости и неспособности работать, и тем не менее ей
удалось стать творческой, энергичной, продуктивной личностью. Как и героиня ее «Самоанализа» Клер,
Хорни поздно расцвела: она начала интенсивно писать, когда ей было за сорок. Последние 15 лет ее
жизни были знаменательны: она опубликовала пять сенсационных книг; как психоаналитик,
наблюдатель и лектор пользовалась колоссальной популярностью; основала Американский институт
психоанализа и руководила им, издавала «Американский психоаналитический журнал», была
постоянным преподавателем в Новой школе, училась рисовать. У нее было много именитых друзей, и
она вела бурную общественную жизнь. Летом она много времени уделяла своим дочерям и
путешествовала. Неспособность преодолеть некоторые собственные проблемы сделала ее
реалистичной, в то же время успехи были источником ее знаменитого оптимизма. Хорни верила в
потенциал развития человеческой личности и видела всю трудность его осуществления. Эта вера
основывалась на ее собственном опыте.
«Можно сказать, что она тратила всю свою творческую энергию на работу, на исследования, то
делая творческие усилия, то спасаясь от своих собственных межличностных трудностей. Она была
необычайно конфликтной личностью, однако ей удалось найти успешный и творческий подход к жизни.
Я думаю, она всегда хотела, чтобы ее книги говорили за нее, оправдывая ее существование» (Marianne
Eckardt in: Paris, 1994, p. 178).
Идейные предшественники
Зигмунд Фрейд и классический психоанализ
Несмотря на то что, как писал один из критиков «Новых методов психоанализа», отношения
«новых методов» (Хорни) и «старых» (Фрейда) представляли собой «настоящий боксерский бой в 14
раундов» (Brown, 1939, р. 328). Хорни признавала, что многим обязана Фрейду, создавшему базу для
всей последующей психоаналитической мысли. Легко понять, почему молодую Хорни так привлекал
психоанализ. Она очень страдала от непонятных тревог и недовольств, ее трудоспособность была
понижена. Хорни, с ее темпераментом интраверта, привыкла искать облегчение в объяснении
собственных чувств и мотиваций. Психоанализ давал для таких занятий самые мощные средства. Часто
она рассматривала себя саму с точки зрения Фрейда и его подхода к психологии женщин. При ее
внутреннем страдании, темпераменте и жажде понять саму себя психоанализ как нельзя лучше подходил
ей как теория и терапия. Это было то, что она искала.
|