возникала как результат тревоги, как предлог, чтобы уйти от соревнования с мужчинами, как средство
скрыть свою неполноценность и отвести себе какое-то особое место, вызвав беспокойство за себя у
окружающих.
Следующие два десятилетия Хорни не развивала это адлерианское направление в своих трудах,
однако в 19301940-е годы оно снова совпало с ее собственным подходом к психоанализу. Хорни
часто характеризовала Адлера как поверхностного психолога, однако признавала его своим
интеллектуальным предшественником, поскольку Адлер первый рассматривал стремление к славе как
«всеобъемлющий феномен и указал его решающее значение в возникновении невроза» (1950, р. 28).
Другие интеллектуальные влияния
Еще живя в Германии, Хорни изучала различные этнографические и антропологические труды, а
также работы философа и социолога Георга Зиммеля, с которым у нее установились дружеские
отношения. Почувствовав после переезда в Соединенные Штаты коренную разницу между Европой и
Америкой, она заинтересовалась исследованиями социологов, антропологов и психоаналитиков,
связывавших свои разработки с явлениями культуры. Среди этих ученых были Эрих Фромм, Макс
Хоркхаймер, Джон Доллард, Гарольд Лассвел, Эдвард Шапир, Рут Бенедикт, Ральф Линтон, Маргарет
Мид, Абрахам Кардинер и Гарри Стек Салливан, и с большинством из них Хорни познакомилась лично.
Под их влиянием она отстаивала мнение о том, что для поколения невротиков культура важнее
биологии, что патогенный конфликт между личностью и обществом возникает из-за плохого устройства
общества и не является неизбежным, на чем настаивал Фрейд. Вслед за Брониславом Малиновски,
Феликсом Боем и Эриком Фроммом Хорни рассматривала эдипов комплекс как культурно
обусловленный феномен. Так же, как Гарри Стек Салливан, она считала, что, объясняя поведение
человека, важнее учитывать не сексуальные влечения, а «потребность в безопасности и
удовлетворении».
«Георг Зиммель говорит... что исторически сложившиеся отношения полов можно примитивно
представить как отношения хозяина и раба. В них «одна из привилегий хозяина состоит в том, что он не
обязан постоянно думать о том, что он хозяин, в то время как позиция раба такова, что он никогда об
этом не забывает»» (Horney, 1967, р. 69).
Первоначально Хорни рассматривала концепцию психического здоровья в ее взаимосвязи с
культурой, но позже, в 1930-х годах, она вывела дефиницию здоровья, универсальную по своей
природе. Опираясь на труд У. У. Троттера «Стадные инстинкты в период войны и мира» (1916), Хорни
описала эмоциональное благополучие как «состояние внутренней свободы», при котором «все
способности человека полностью востребованы» (1939, р. 182). Теперь она считала, что главная черта
невроза самоотчуждение, потеря контакта со «спонтанным индивидуальным я» (1939, р. 11). В
первую очередь на Хорни повлиял Эрик Фромм, но важное воздействие на ее мысли оказали также
Уильям Джеймс и Серен Кьеркегор. Так, понятие «духовного я», данное Уильямом Джеймсом в его
«Принципах психологии» (1890), вдохновило Хорни на, то чтобы ввести понятие «реального я», а
рассуждая о потере «я», она опиралась на труд Кьеркегора «От болезни к смерти» (1949). Хорни
цитировала Отто Ранка и приводила его концепцию «воли» в качестве примера, который помог
сформировать ей идею «реального я». В последней же своей работе она обратилась к идее
«беззаветной преданности» дзэн.
Трудно найти причины, по которым Хорни сместила акцент с прошлого на настоящее. Она
признавала влияние Шульц-Хенке и Вильгельма Рейха аналитиков, которых знала еще по работе в
Берлине. Зафиксированный в ее дневнике адлерианский метод анализа, к которому она потом
вернулась, также выделяет главным образом события настоящего.
«С точки зрения Уильяма Джеймса, реальное «я»... является источником спонтанного интереса и
энергии, «источником усилий и концентрации, откуда исходят указы воли»;... это часть нас самих
жаждет расширения, роста и достижения самой себя. Она порождает спонтанную реакцию наших
чувств и мыслей, когда мы соглашаемся и противостоим, приобретаем или отказываемся от чего-либо,
борясь с ней заодно или вопреки ей, говоря через нее «да» или «нет»» (Horney, 1950, р. 157).
Несмотря на отчаяние, человек может вполне благополучно жить... так, что, пожалуй, никто и не
|