(1967, р. 145) и не обязана подтверждать свою женственность. Конечно, есть и соответствующий страх
женщин перед мужчинами. Мужчина преодолевает свою тревогу эффективной деятельностью, поисками
сексуальных побед и унижением сексуального объекта.
«Говорят, что она хорошо разбирается только в области эроса, что духовные вопросы чужды ее
внутренней сути, что она не в ладах с культурными течениями. Следовательно, она, как прямо
выражаются азиаты, существо второго сорта... Кровавые трагедии менструации и деторождения
препятствуют ей, если она хочет чего-то в жизни достичь. Поэтому каждый мужчина так же, как
благочестивый иудей в своих молитвах, про себя благодарит Бога, что он не родился женщиной»
(Horney, 1967, р. 114).
Культурные факторы
В своих эссе о женской психологии Хорни отошла от фрейдовской убежденности в «анатомии
судьбы», она уделяла больше внимания культурным факторам и рассматривала их в качестве источника
женских проблем и проблем идентичности женщины в целом. Она признавала, что маленькие девочки
завидуют половым органам мальчиков, однако не считала этот факт психологически значимым. На
самом же деле женщины завидуют мужским привилегиям, и им нужно больше возможностей для
развития общих для всех способностей и нормальных человеческих качеств. Патриархальный идеал
женщины необязательно должен совпадать с ее врожденным характером, однако культурная сила этого
идеала такова, что она вынуждает женщин жить в соответствии с ним.
В «Проблемах женского мазохизма» (1935) Хорни оспаривала тезис, гласящий, что «мазохистские
тенденции присущи и родственны женской природе» (1967, р. 214). Такова точка зрения
психоаналитиков, повторяющих стереотип мужской культуры, однако Хорни определила ряд
социальных условий, делающих женщин более склонными к мазохизму, чем мужчин. Более того, ее
исследования показывают, что эти условия не универсальны и что некоторые общества менее
благоприятны для развития женской индивидуальности, чем другие.
«Хорошо известно, что наша культура это мужская культура и поэтому в целом неблагоприятна
для раскрытия женской индивидуальности... Неважно, что женщину могут высоко ценить как мать или
возлюбленную, тем не менее в духовном и общечеловеческом плане мужчина всегда будет оцениваться
выше. Маленькая девочка развивается и растет, сопровождаемая именно таким впечатлением» (Horney,
1967, р. 82).
Комплекс маскулинности
Хорни не отрицала, что женщины часто завидуют мужчинам и недовольны своей женской
ролью. Многие ее эссе описывают комплекс маскулинности (masculinity complex), схожий с понятием
маскулинного протеста у Адлера. Хорни определяла этот комплекс так: «это целый комплекс чувств и
фантазий, которые развиваются у женщины в ответ на ощущение дискриминации, это ее зависть к
мужчине, ее желание стать мужчиной, желание отбросить женскую роль» (1967, р. 74). Первоначально
Хорни придерживалась другого взгляда. Она полагала, что у женщин обязательно образуется комплекс
маскулинности от потребности избавиться от чувства вины и тревоги, являющейся последствием
эдиповой ситуации. Хорни пришла к выводу, что комплекс маскулинности вовсе не неизбежен, он
является продуктом культуры с мужской доминантой и результатом тех или иных семейных
обстоятельств. «С самого рождения девочке прямо или косвенно намекают на ее неполноценность», и
переживание этого «постоянно стимулирует ее комплекс маскулинности» (1967, р. 69).
Рассуждая о семейных обстоятельствах, Хорни сосредоточила свое внимание на
взаимоотношениях девочки с мужчинами в семье, однако позже она отнесла комплекс маскулинности и
прочие явления, традиционно ассоциирующиеся с завистью к пенису (в частности, чувство
неполноценности, мстительность и соревновательность по отношению к мужчинам), к
взаимоотношениям девочки с женщинами в семье. Особенно важную роль в развитии этого комплекса
играют, по мнению Хорни, отношения с матерью. В «Конфликтах с матерью» (1933) она объединила
различные эпизоды из своего детства, в которых, как она писала в предыдущих эссе, проявился
|