комплекс маскулинности. «Девочка может вполне обоснованно невзлюбить свой собственный женский
мир очень рано, может быть, из-за того, что ее напугала ее собственная мать, или оттого, что она
пережила жестокое разочарование от общения с братом или отцом; она могла иметь ранние сексуальные
контакты, испугавшие ее, или обнаружила, что ее брата любят в семье больше, чем ее» (1967, р. 179). Все
эти обстоятельства присутствовали и в детстве самой Хорни.
Переоценка любви
«Переоценка любви» (1934) стала кульминацией в попытках Хорни проанализировать себя с
точки зрения женской психологии. Эссе описывает случаи семи женщин, истории семей которых,
симптомы и социальное положение схожи с ситуацией Хорни настолько, что она могла бы включить в
этот список и себя. Большая часть эссе представляет собой попытку объяснить причины, по которым
такие женщины буквально одержимы желанием быть с мужчинами, однако не в состоянии установить с
ними сколько-нибудь удовлетворительные отношения. Эта одержимость исходит из детства, когда
«каждая из них всегда оказывалась на втором месте после мужчины» (1967, р. 193). Для судьбы девочки
типично пережить фрустрацию в любви к отцу, однако для этих женщин последствия оказываются
необычайно суровыми из-за присутствия сестры или матери, эротически доминирующей в данной
ситуации.
В ответ на чувство поражения девочка старается избежать соперничества за мужчину или в ней
вынужденно развивается соперничество с другими женщинами, в котором она пытается
продемонстрировать свою эротическую привлекательность. Завоевание мужчин дает ей не только
ощущение того, что Хорни позднее назовет «мстительным триумфом», но также и способ борьбы с
тревогой и ненавистью к себе. Неуверенная в себе девочка беспокоится, ей кажется, что она не совсем
нормальна, и эта тревога часто выражается в страхе, что что-то не так с ее гениталиями, или в боязни,
что она некрасива и потому не может быть привлекательна. В качестве защитной реакции она может
уделять непропорционально большое внимание своей внешности или хотеть стать мужчиной. Самое
главное для нее доказать, что, несмотря на свои недостатки, она действительно может привлечь
мужчину. Быть без мужчины позорно, иметь мужчину признак нормальности. «Отсюда происходит и
это безумное преследование» (1967, р. 197-198).
Положение таких женщин незавидно: хотя отношения с мужчинами имеют для них
первостепенное значение, эти отношения не могут удовлетворять. Женщины теряют интерес к мужчине,
как только он завоеван. «В них глубоко сидит страх разочарования и унижения, которые, как им кажется,
угрожают им, если они почувствуют, что любят мужчину» (1967, р. 205). Не найдя в детстве ответной
любви у отца или брата, они пытаются подтвердить свою ценность эротическими победами, делаясь
бесчувственными и избегая глубоких эмоциональных связей. Они стремятся часто менять партнеров,
закрепив мужчину за собой, прекращают с ним отношения, чтобы не испытывать внутренней боли.
Какими бы привлекательными они ни были, они не верят, что мужчина может действительно их
любить. Более того, их самое страстное желание отомстить за нанесенное когда-то в детстве
поражение: «они хотят победить мужчину, отбросить его в сторону, ведь сами они однажды
почувствовали себя брошенными и отвергнутыми» (1967, р. 206).
«Пережитое в детстве сексуальное возбуждение оставляет после себя след... удовольствие,
превышающее удовольствия из любого другого источника, воспоминание о чем-то странно
оживляющем весь организм. Я склонна думать, что эти остаточные воспоминания заставляют
некоторых женщин считать сексуальное удовлетворение своего рода эликсиром жизни, который только
мужчина может им предоставить и без которого они истощатся и зачахнут...» (Horney, 1967, р. 204)
«Мы должны перестать интересоваться тем, что же на самом деле является женственным...
Стандарты мужественности и женственности искусственны... Различия между двумя полами,
разумеется, существуют, но мы не сможем определить, в чем именно они заключаются, если сначала не
разовьем нашего потенциала как просто человеческие существа. Пожалуй, это может звучать
парадоксально, но мы можем обнаружить эти различия, только если забудем о них» (Horney, 1935; Paris,
1994, p. 238).
|