2. Хорни отстаивала третью концепцию морали. Обсудите, какое влияние эта философия оказала
на ее психотерапию.
3. Какое бы положение из этих трех вы ни выбрали, подумайте, действительно ли вы живете в
соответствии с ним. Как ваше поведение подтверждает ваши взгляды? Обменяйтесь мнениями в группе.
---
Структура невроза
Хорни не отрицала значение детства для эмоционального развития, однако, по ее мнению,
именно патогенные условия, а не фрустрация либидозных желаний заставляют детей чувствовать себя
неуверенно или считать себя нелюбимыми и ненужными. При возникновении таких условий у детей
развивается базовая тревога (basic anxiety) чувство беспомощности в потенциально враждебном
мире, от которого дети пытаются избавиться, развивая стратегию защиты: стремясь обрести любовь и
власть или уединение.
«Человек, предрасположенный к неврозу это, кажется, тот, кто в детстве остро пережил
проблемы, обусловленные культурой, и кто впоследствии оказался неспособен их разрешить или
разрешил только за счет своей личности. Такого человека, пожалуй, можно назвать пасынком культуры»
(Horney, 1937, р. 290).
«[Базовая тревога возникает, когда] окружающее в целом пугает, потому что кажется
небезопасным, лживым, неблагодарным, завистливым и безжалостным... Ребенок видит в окружающем
угрозу своему развитию и препятствие законным желаниям и побуждениям. Ему кажется, что его
индивидуальность хотят уничтожить, его свободу отобрать, а счастью воспрепятствовать. По сравнению
со страхом кастрации этот страх не фантазия, а вполне обоснованная реальность» (Horney, 1939, р. 75).
Хорни казалось, что эти защитные стратегии обречены на неудачу, потому что создают
порочные круги (vicious circles): средство, с помощью которого человек хочет развеять тревогу, только
усиливает ее. В частности, неудовлетворенная потребность в любви делает эту потребность
ненасыщаемой, а требовательность и ревность, сопровождающие ее, уменьшают вероятность того, что
такой человек когда-либо будет к кому-нибудь по-настоящему привязан. Люди, которых когда-то не
любили, начинают ощущать себя нелюбимыми и не замечают доказательств обратного. Дефицит любви
делает их зависимыми от других, однако они боятся этой самой зависимости, которая может сделать их
уязвимыми. Хорни проводит параллель с человеком, умирающим от голода, но не решающимся
дотронуться до пищи из страха, что она может быть отравлена (1937, р. 114).
В
работе Хорни «Невротическая личность нашего времени» кроме невротической потребности в
любви рассматривается также проблема погони за властью, престижем и обладанием, возникающая,
когда человек не надеется найти любовь.
Хорни представила следующую парадигму возникновения невроза: расстройства в человеческих
взаимоотношениях порождают базовую тревогу, провоцирующую развитие защитных стратегий. Эти
стратегии не только, в принципе, саморазрушительны они противоречат друг другу, так как люди
принимают не одну, а сразу несколько подобных стратегий. Эта парадигма сформировала базис зрелой
теории Хорни.
Структура против генезиса
Вероятно, самым значительным в новой версии психоанализа Хорни было то, что она сместила
акцент с прошлого на настоящее как в теории, так и в клинической практике. Она заменила характерный
для Фрейда акцент на генезисе структурным подходом, отстаивая мнение о том, что цель психоанализа
не только в поисках источников невроза в детских переживаниях, но и в анализе ряда защитных реакций
и внутренних конфликтов. Эта черта существенно отличает ее теорию от классического психоанализа,
объясняющего события настоящего с помощью воспоминаний о прошлом.
В «Новых путях в психоанализе» Хорни разграничила свое собственное «эволюционистское»
направление мысли и то, что она называла фрейдовским «механистически-эволюционистским»
направлением. Эволюционистское направление предполагает, что «вещь, существующая сегодня, не
|