Navigation bar
  Print document Start Previous page
 175 of 726 
Next page End  

чрезмерную скромность и зависимость девочек, тогда как мальчиков поощряли быть автономными и
агрессивными. Саймондс писала больше о проблемах девочек, хотя она и признавала, что мальчики
также сталкиваются с рядом трудностей, вызванных культурными стереотипами.
В «Феминистском наследии Карен Хорни» (1986) Марсия Весткотт развивала мысли Хорни о
женской психологии и писала о сексуальности и недооценке женщин, результатом чего становятся
зависимость, гнев и отчужденность. Кроме того, она вслед за Хорни критиковала основные концепции
феминистской теории. Феминистки Джин Бейкер Миллер, Нэнси Ходороу, Кэрол Гилиган и группа
Стоун-центра считали, что у женщин есть специфические личностные черты, которыми не обладают
мужчины. Это потребность в любви, склонность воспитывать, чувство ответственности за других
людей и относительное чувство идентичности. Весткотт заметила, что, хотя эти черты считаются
позитивными, происхождение их вполне понятно, поскольку они «исторически обоснованы тем, что
женщины ценятся гораздо меньше мужчин» (Westkott, 1986, р. 2). Весткотт полагала, что эти черты —
защитные реакции на подчинение, недооценку и бессилие и что, какими бы желанными они ни
казались с социальной точки зрения, они препятствуют женской самореализации. Весткотт таким
образом развенчала женскую зависимость как «современное теоретическое оправдание традиционно
идеализировавшейся женственности» (1989, р. 245). Она соглашалась с Хорни, что чувство лишения не
облагораживает, а вредит и что женская скромность и незаметность, вырабатывающаяся в ответ на
недооценку, — деструктивна по сути.
«[Женский альтруизм] происходит не от привязанности матери и дочери... а от недооценки
матерью потребностей дочери, поскольку мать испытывает ту же потребность в заботе... Женский
альтруизм — противоречие, в котором недокормленная кормилица дает то, чего у нее нет, для того
чтобы быть «любимой» теми, кто не уважает и даже презирает ее реальное «я» и ее истинные
потребности» (Westkott, 1986, р. 134-135, 139-140).
Оценка
Карен Хорни достойна глубокого уважения за ее вклад в женскую психологию, вклад, много лет
остававшийся в тени, который, однако, оказал на науку большое влияние после переиздания трудов
Хорни в «Женской психологии» в 1967 году. Этот вклад Хорни замечателен тем, что развитие женщин
исследуется с женской точки зрения и по их значимости в культурной конструкции пола. В отличие от
ее эссе по женской психологии, первые две книги Хорни оказали сильное влияние на науку своего
времени. Их важное значение для культуры и структурной модели невроза остается неизменным.
Возрастающий интерес к терапии, ориентированной на настоящее, многим обязан Хорни. Ее третья
книга «Самоанализ» послужила толчком для основания Института самоанализа в Лондоне, и эта книга и
сейчас дает наиболее подробное исследование возможностей и техник успешного исследования себя.
Надо отметить, что Хорни считала, что самоанализ имеет высокие шансы на успех, если используется в
сочетании с терапией или продолжается как работа над собой после окончания терапевтического курса.
Хотя все стадии развития мысли Хорни важны, ее зрелая теория представляет самый значительный
вклад в науку. Большая часть ранних идей Хорни была пересмотрена и обогащена самой Хорни или
другими аналитиками, их переняло и открыло заново следующее поколение. Совсем иначе обстоит дело
с ее зрелой теорией. «Наши внутренние конфликты» (1945), «Невроз и человеческое развитие» (1950)
объясняют человеческое поведение в терминах существующих защитных стратегий и внутренних
конфликтов и являются уникальными. Хорни не освещает всю человеческую психологию в целом, так
же как любой теоретик, она описывает только часть картины, однако ее зрелая теория точно
характеризует многие распространенные паттерны поведения. Хорни возражала против
инстинктивистской природы фрейдистской теории, тем не менее ее собственная теория имела
биологическую базу, так как движения против людей, прочь от людей и к другим людям являются
усовершенствованными человеком базовыми защитными реакциями животных — борьба, бегство,
подчинение. Все стратегии закодированы почти в каждой культуре; однако каждая культура несет свое
особое отношение к различным стратегиям, свою собственную формулировку и вариации и
собственную структуру внутренних конфликтов. Часто считают, что Хорни описала невротическую
Hosted by uCoz