личность своего времени, однако, как показывают междисциплинарные исследования, ее теория
находит широкое применение.
«Хорни была первым и, пожалуй, лучшим критиком фрейдовских идей, касающихся женщин. Ее
ранние эссе о женской психологии отличала потрясающая непосредственность... Многие мысли Хорни,
так взбудоражившие нью-йоркское общество в 1941 году с тех пор находятся в главном русле
психоаналитических идей» (Quinn, 1987).
Заключение
Большинство психоаналитиков вслед за Фрейдом в поисках путей объяснения и терапии
концентрировали свое внимание на детстве и ранних переживаниях. Опережая многих недавних
критиков психоанализа, Карен Хорни поняла, что подобная практика приводит к круговой
причинности, она влечет за собой превращение аналогий в причины и проблемы эпистемологии. Она
также считала, что это терапевтически неэффективно. Хорни сомневалась в том, что раннее детство
может быть точно восстановлено, так как мы вынуждены реконструировать его с точки зрения наших
нынешних потребностей, убеждений и защит. В людях живет потребность объяснять вещи их
происхождением, однако Хорни полагала, что мифов о происхождении столько же, сколько и
психоаналитических теорий. Более выгодно, считала она, «сосредоточиться на силах, которые
действительно ведут человека и присущи ему; разумно будет понять их, даже ничего не зная о детстве»
(1939, р. 146). Хорни пыталась объяснить поведение исходя из его защитной функции и
ответственности за противоречивые отношения, поступки и убеждения, она рассматривала все это как
часть структуры внутренних конфликтов.
Карен Хорни, вероятно, первый представитель того направления, которое теперь известно как
гуманистический психоанализ. Ее теория и теория Абрахама Маслоу, на которого Хорни значительно
повлияла, дополняют друг друга. В основе обеих теорий лежит концепция реального «я» (real
self),
и
цель человеческой жизни состоит в его реализации. Хорни обращает внимание на то, что происходит,
когда мы отделяемся от своих реальных «я» из-за патогенного окружения. Маслоу сосредоточил свое
внимание на условиях, которые необходимы для здорового развития личности, и на определении и
характеристиках самореализующихся людей. Хорни описала, какие защитные стратегии мы используем,
когда наши здоровые базовые потребности в безопасности, любви, принадлежности, уважении
превратились в невротические потребности из-за того, что не были удовлетворены. Теории Хорни и
Маслоу комплементарны и, взятые вместе, дают более полную картину человеческого поведения, чем
каждая из них в отдельности.
«Альберт Швейцер использует термины «оптимистичный» и «пессимистичный» в смысле
«принятие мира и жизни» и «отрицание мира и жизни». Философия Фрейда в этом глубоком смысле
пессимистична. Наша, при всем понимании трагической сущности невроза, оптимистична» (Horney,
1950, р. 378).
Теория из первоисточника. Отрывок из самоанализа
Следующий отрывок взят из рассказа Хорни о самоанализе ее «пациентки» Клэр, повторяющей
судьбу самой Хорни. В этом отрывке описаны попытки Клэр отринуть «патологическую
зависимость» от бросившего ее любовника Питера, вымышленного подобия Эриха Фромма. (Цит. по:
Хорни К. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1-2 : Пер. А. М. Боковикова, М. К. Гасанова. М.: Смысл, 1977. с. 474-479).
Она колебалась между периодами, когда отношения с Питером и все с ними связанное казались
частью давно минувшего прошлого, и другими периодами, когда она отчаянно желала вернуть его
обратно. Одиночество тогда ощущалось как непостижимая жестокость, совершенная по отношению к
ней.
В один из этих последних дней, возвращаясь одна домой с концерта, она поймала себя на мысли,
что каждому живется лучше, чем ей... Она поняла, что здесь, должно быть, проявляется тенденция
|