Движение за развитие человеческого потенциала возникло в 19501960-е гг. прежде всего в
Институте Исален в Калифорнии и в Национальных учебных лабораториях в штате Мэн и опиралось по
большей части на теории Роджерса и Маслоу. В настоящий момент оно представляет собой широко
распространенный культурный феномен. Центры роста, или обучения, существуют в большинстве
крупных городов, как правило, предлагая интенсивные, часто по-настоящему захватывающие семинары,
которые проходят в выходные дни или в течение недели и включают в себя различные виды групповой
психотерапии, физических упражнений, медитации и духовных практик. Эти семинары предлагают
также обучение навыкам коммуникации, планирования времени, контролирования качественных
показателей и снятия стресса. Во многих колледжах и университетах регулярно проводятся курсы,
ориентированные на экспериментальную работу и уделяющие особое внимание личной вовлеченности
человека в какую-либо деятельность и эмоциональному осознанию, а корпорации часто посылают своих
руководящих работников на занятия и семинары, которые уходят своими корнями в движение за
развитие человеческого потенциала. Лидеры и члены различных групп, а также государственные и
частные спонсоры, как правило, считают, что посещение этих занятий может способствовать
благотворным, долговременным изменениям.
К сожалению, с течением времени наряду с акцентом на непосредственное овладение навыками
и быстрые результаты в рамках движения получила развитие антинаучная и антиконцептуальная
тенденция, которую иногда рассматривают как намеренное проявление неуважения к традиционной
психологии. С другой стороны, психологи-традиционалисты предпочитают не замечать реальные и
важные достижения движения. Мы же понимаем, что многие теории и практические методы,
представленные в движении за развитие человеческого потенциала, имеют прочную и убедительную
интеллектуальную базу. Важный теоретический вклад в это движение, кроме Роджерса и Маслоу,
внесли Вильгельм Райх, Фриц и Лаура Перлс.
Женская психология
Третий из основных подходов к человеческой природе и функционированию, по-прежнему
остающийся несколько в стороне от магистрального пути науки, признает различия между мужчинами и
женщинами. Это звучит абсурдно, но большинство теорий личности и учебных пособий продолжают
замалчивать этот вопрос. Когда мы в 1970-х гг. готовили первое издание настоящей книги, то включили
в него главу под названием «Женская психология». В то время к этому предмету проявлялся большой
интерес, но еще не было проведено достаточного количества основательных исследований. В нашем
втором издании мы отказались от этой главы и включили вопрос, касающийся половых различий, в
остальную часть текста. В третьем и четвертом изданиях данная тема по-прежнему разбросана по
многим главам, однако нам посчастливилось работать с группой видных ученых и терапевтов, которые
великодушно пожертвовали своим временем и, оторвавшись от собственных важных изысканий,
написали оригинальный материал о том уникальном вкладе, который вносят в сферу личности
исследования, посвященные женщинам. Мы также полностью пересмотрели главу об одном из
наиболее ярких и недооцениваемых теоретиков личности Карен Хорни. Задолго до того как получило
развитие современное женское движение, Хорни создала первую убедительную и всеобъемлющую
теорию женской психологии.
Восточные теории личности
Последние три главы этой книги посвящены моделям личности, разработанным в трех
восточных психодуховных учениях: йоге, дзэн-буддизме и суфизме. Главы 15, 16 и 17 отражают
расширение традиционных принципов теории личности. Эта тенденция прослеживается на
протяжении всего развития психологии, но в последнее время она все больше превращается в область
международных исследований, менее зависимую от американских и западноевропейских
интеллектуальных и философских гипотез.
В этих трех главах мы хотим взглянуть с более широких и разносторонних позиций на западную
|