теорию личности, которая стала уделом белых европейцев и американцев мужского и, в гораздо
меньшей степени, женского пола. Эти восточные теории были созданы в обществах и системах
ценностей, которые зачастую резко отличаются от Европы и Соединенных Штатов. Верования и
идеалы, присущие этим культурам, обогащают наши представления о том, что значит быть человеческим
существом.
Религиозные традиции, лежащие в основе этих систем, индуизм, буддизм и ислам
отражают взгляды почти трех миллиардов людей, живущих в более чем сотне стран. Эти религии
исповедует большая часть населения мира. Они являются для их приверженцев повседневной
реальностью, а не какими-то академическими, научными или оторванными от практики абстракциями.
Современный интерес к восточным системам
Начиная с 1960-х гг. американцы стали проявлять все больший интерес к восточной мысли.
Появилось множество курсов, книг и организаций, основывающихся на различных восточных учениях.
Многие западные люди в поисках новых ценностей, стремясь к личностному и духовному росту,
посвящают свое время интенсивному изучению и практике той или иной восточной системы.
Восточные теории включают в себя весомые концепции и эффективные методики личностного и
духовного развития. На Западе эти учения становятся объектом как научных исследований, так и
практического применения.
Все чаще признается, что западные психологи могли недооценивать психологию и терапию
других культур. Отдельные азиатские учения включают в себя комплексные виды терапии, и
экспериментальные исследования подтверждают их способность оказывать психологическое,
физиологическое и психотерапевтическое воздействие. Сейчас азиатские виды терапии используются
все большим числом западных людей, в том числе специалистами в области психического здоровья.
Они позволяют по-новому взглянуть на психологическое функционирование, потенциальные
возможности и патологии, а также применить новые подходы и методы. Вдобавок изучение других
культур и практик часто оказывает целительное воздействие, разоблачая скрытые этноцентрические
гипотезы и ограниченные представления и тем самым способствуя более широкому взгляду на
человеческую природу и терапию...
Азиатские виды психологии делают акцент главным образом на экзистенциальных и
трансперсональных уровнях, уделяя мало внимания патологии. Они содержат подробные описания
различных состояний сознания, уровней развития и ступеней просветления, которые выходят за рамки
традиционных западных психологических схем. Более того, они притязают на обладание приемами, с
помощью которых можно вызвать эти состояния (Walsh, 1989, р. 547-548).
Данные главы включены в книгу с тем, чтобы дать вам возможность рассмотреть, оценить и в
какой-то степени опробовать на практике эти подходы к личности в контексте критического и
сравнительного направления внутри психологии. Мы имеем немало свидетельств о том внимании,
которое учащиеся уже уделяют этим вопросам. Однако уровень фундаментальных знаний о восточных
традициях часто бывает очень низок в сравнении с тем интересом, который многие люди проявляют к
этим занятиям, или хотя бы с тем количеством времени, которое на них затрачивается.
Изучение восточной психологии
Зачем нужно рассматривать религиозные системы в книге, посвященной психологии? Термин
религия имеет такие побочные значения, как застывшая догма, общепринятая мораль и т. д. Казалось бы,
эти понятия не слишком совместимы с психологией.
Важно не забывать, что мы говорим здесь о восточной психологии,
а не о восточной религии.
Общим истоком йоги, дзэна и суфизма является потребность объяснить отношения между религиозной
практикой и повседневной жизнью. Духовные наставники были среди первых психологов как на
Западе, так и на Востоке. Они хотели понять эмоциональную и личностную динамику своих учеников, а
также их духовные потребности. С целью осмысления вопросов, с которыми сталкивались их ученики,
они обратились сначала к собственному опыту принцип, почитающийся, как мы видим, и сегодня в
|