Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 726 
Next page End  

преподавал живопись, историю и другие предметы. Ему была предоставлена возможность создать
собственную образовательную программу.
Общество людей, занимавшихся психоанализом, в 20-е годы было достаточно неофициальным.
Аналитики, пациенты, их семьи и друзья собирались вместе на пикники и светские вечеринки. Во время
таких встреч Эриксон познакомился с Анной Фрейд и другими выдающимися психоаналитиками.
Эриксон прошел негласный отбор и был признан подходящим кандидатом для обучения психоанализу.
В 1927 году Эриксон начал проходить ежедневные психоаналитические сеансы с Анной Фрейд в доме
ее отца.
Эриксон сомневался, сможет ли художник стать психоаналитиком, однако Анна Фрейд убедила
его в том, что психоанализ понадобится людям, помогающим остальным видеть. Большую часть своей
длинной и плодотворной карьеры Эриксон старался следовать этому принципу — как художник, он
создавал утонченные зарисовки новых концепций и перспектив.
«Способность удивляться является одной из дисциплин клинициста» (Erikson, 1963, р. 100).
Эриксон изучил и систему Монтессори и стал вторым человеком, прошедшим обучение в
Ассоциации учителей Монтессори. Его интерес к игровой терапии и психоанализу детей зародился во
многом благодаря постоянной преподавательской деятельности и под влиянием Монтессори.
В 1929 году в венском замке на маскараде Марди Грас Эриксон встретил молодую женщину
Джоан Серсон и почти сразу же влюбился в нее. Несколько месяцев спустя они поженились. У
молодоженов были схожие интересы. Джоан преподавала современный танец, получила степени
бакалавра педагогики и магистра социологии, давно занималась психоанализом с одним из первых
учеников Фрейда.
Эриксон закончил обучение психоанализу в 1933 году и стал полноправным членом Венского
психоаналитического общества. Из-за распространения фашизма в Европе Эриксон, как и многие другие
психоаналитики, решил эмигрировать в Америку. Канадско-американское происхождение его жены
позволило ему легко сделать это. Эриксоны поселились в Бостоне, где Эриксон стал первым в городе
детским психоаналитиком. Ему предложили место в Гарвардской медицинской школе и в престижной
Центральной больнице Массачусетса. Кроме того, он начал заниматься частной практикой и
сотрудничать с Гарвардской психологической клиникой, которой руководил Генри Мюррей. В те годы
Эриксон общался с такими блестящими и влиятельными мыслителями, как Мюррей, антропологи Рут
Бенедикт и Маргарет Мид, социальный психолог Курт Левин.
В 1936 году Эриксон получил место в Йельской медицинской школе и, работая там, отправился в
свою первую антропологическую экспедицию в Южную Дакоту — наблюдать за детьми индейского
племени сиу. В его работе, посвященной сиу, сочетаются культурная многогранность
антропологического полевого исследования и дальновидность первоклассного клинициста. В племени
сиу Эриксон обнаружил новый феномен. Он обратил внимание на такие психологические симптомы,
как отсутствие ясного образа себя и собственной личности, связанное с ощущением потери культурной
традиции. Схожие симптомы Эриксон позднее обнаружит у ветеранов Второй мировой войны,
перенесших тяжелое эмоциональное потрясение.
В 1939 году Эриксоны переехали в Калифорнию и прожили десять лет в Сан-Франциско.
Эриксон продолжил аналитическую работу с детьми и руководил исследовательскими проектами в
Калифорнийском университете Беркли.
В 1950 году вышла в свет известная книга Эриксона Childhood
and
Society
(«Детство и
общество»). В ней сформулированы и изложены практически все основные эриксоновские идеи:
концепция личности, жизненного цикла; дается сравнение разных культур и вводится понятие
психобиографии. Книга «Детство и общество» переведена на десятки языков и используется в качестве
учебника для студентов и аспирантов в курсе психологии, в психиатрических учебных центрах и на
психологических курсах.
В том же году Эриксон покидает Беркли из-за того, что не желает подписывать предложенную
маккартистами присягу. Как и многие либеральные ученые, Эриксон отказался ставить свою подпись,
потому что считал происходящее охотой на коммунистических ведьм и свидетельством охватившей
общество паранойи. Эриксоны возвращаются в Массачусетс в центр Остина Риггса, ведущий институт
обучения и исследования психоанализа. Там Эриксон изучает биографию Мартина Лютера и пишет
Hosted by uCoz