книгу Young
Man
Luther
(«Молодой человек Лютер») (1958), которая представляет собой удивительное
сочетание психоанализа, биографического и исторического исследования. Эта книга вызвала большой
интерес у психоаналитиков, психологов, историков и ученых других социальных дисциплин.
В 1960 году Эриксон становится профессором в Гарварде. Двумя годами позже он отправляется в
Индию и встречается там со многими индусами, лично знавшими Ганди и по-разному относившимися к
его первому мирному протесту в Индии. Личность Ганди, духовного и политического революционера,
глубоко заинтересовала Эриксона. Ганди удалось трансформировать негативное индийское бессилие в
эффективно действующую политическую технологию. В 1969 году Эриксон опубликовал работу о Ганди.
В 1975 году, после ухода в отставку, Эриксон с женой возвращается из Гарварда в Сан-
Франциско. Их последние работы и исследования, продолжавшиеся вплоть до его смерти в 1994 году,
посвящены главным образом старости и последней стадии жизненного цикла.
Идейные предшественники
Психоанализ и изучение жизни и воспитания детей в других культурах вот два основных
фактора, которые влияли на формирование теорий Эриксона.
«Психоанализ уникален. Он создает ситуацию лечения, при которой интеллектуальное
понимание по необходимости становится эмоциональным в строго спланированных обстоятельствах,
ограниченных техническими правилами. Однако за пределами данной ситуации интерпретация уже не
будет такой, какой она была раньше» (Erikson in: Evans, 1969).
Психоанализ
Эриксон считал себя психоаналитиком и применял психоанализ в новых областях, включая в
него последние достижения антропологии, психологии и других социальных наук. В результате он стал
развивать идеи, значительно отличавшиеся от базовых теорий психоанализа, но работы Эриксона
всегда обнаруживают, сколь многим он обязан Фрейду. Отказавшись от ярлыка неофрейдиста, Эриксон
предпочел нейтральный термин постфрейдист.
Детальные психологические биографии, созданные Эриксоном, и его работы о психологическом
развитии детей и взрослых были, по сути, психоаналитичны. «Я имею в виду скорее понимание, чем
знание или факты, так как, исследуя человеческую ситуацию, очень трудно сказать, что вы
действительно можете назвать знанием» (Erikson in: Evans, 1969, p. 89). Поскольку Эриксон имел дело с
новым материалом, он преобразовал и расширил свое понимание психоанализа.
«Когда около двадцати пяти лет назад я начал писать, то действительно полагал, что просто
иллюстрирую теорию, усвоенную мной у Зигмунда и Анны Фрейд. Только постепенно я осознал, что
любое свежее наблюдение влечет за собой изменение теории. Наблюдатель из другого поколения,
работающий в другом научном климате, неизбежно развивает и
всю область науки, если только эта
область жизнеспособна. Когда Фрейд сделал свое открытие, он страстно заботился о том, чтобы
привести в порядок факты, которые, выражаясь языком Дарвина, буквально «преследовали» Фрейда в
силу его сложной личности и обстоятельств времени, в котором он жил. Можно стать последователем
такого человека, только если поступаешь так же, как он. Но как только начинаешь это делать, неизбежно
формируешь собственное мнение. Я говорю это, потому что некоторые специалисты делают попытки
усовершенствовать Фрейда, как будто это не теории, а отдельные мнения, так как им нравятся более
изящные или благородные теории» (Erikson in: Evans, 1969, р. 13).
Эриксон до определенной степени приспособил психоаналитическую теорию к условиям второй
половины XX века.
Другие культуры
В 1937 году Эриксон отправился в Южную Дакоту для исследования причин апатии у
школьников племени сиу. Он обнаружил, что детей поставило в тупик противоречие между двумя
|