рассматриваемого им как нечто большее, чем он сам [как в случае трансперсонального роста].
Надындивидуальному сообществу, частью которого человек себя ощущает или желает стать, можно дать
различные определения в зависимости от культурного уровня и личного понимания человека» (Angyal,
1956, р. 44-45).
Вторая тенденция, вероятно, больше подходит тем, кто уже достиг определенного уровня
самообладания, зрелости и самореализации. Развитие сильной независимой личности и ощущения «я»
является, по-видимому, предпосылкой этого второго типа роста.
В главах 15, 16 и 17 представлены развернутые и практические теории личности, описанные в
психологически релевантных терминах. Каждая система серьезно занимается вопросами
основополагающих ценностей, трансперсональным опытом и отношениями индивида с каким-то
большим целым. Каждой системе на Западе было уделено серьезное внимание, и многие аспекты этих
систем уже учитываются в различных отраслях психологии.
Оценка восточных систем не должна отличаться от личных суждений, которые мы просим вас
вынести в отношении западных теорий, представленных в этой книге: помогают ли они вам понять себя
и окружающих? Соответствуют ли они вашему собственному опыту?
Структура глав
Каждая глава, как правило, разделена на следующие разделы:
Биографический экскурс.
Идейные предшественники.
Основные понятия.
Динамика.
Психологический рост.
Помехи росту.
Структура.
Соматика (тело).
Социальные отношения.
Воля.
Эмоции.
Интеллект.
«Я».
Терапевт/наставник.
Оценка.
Теория из первоисточника.
Итоги главы.
Ключевые понятия.
Библиография.
Одна из наибольших трудностей при сравнении и противопоставлении различных теорий
личности состоит в том, что каждая из основных теорий не только внесла независимый и уникальный
вклад в копилку человеческих знаний, но и отличается собственным подходом, определениями и
динамикой. Часто одно и то же слово, например «я», при переходе от одной теории к другой меняет
свое значение. (Некоторые теоретики использовали один и тот же термин в разных значениях даже в
собственных сочинениях.) Чтобы упростить задачу, мы попытались описать каждую теорию с точки
зрения ее полезности для понимания человека. Мы подходили к каждой теории не как исследователи,
не как психотерапевты, не как пациенты, а главным образом как люди, стремящиеся понять самих себя и
окружающих. К счастью, многие теоретики имеют между собой точки соприкосновения и легко
поддаются сравнению. Кроме тех случаев, когда это противоречило здравому смыслу (например, в главе
5 «Анна Фрейд и постфрейдисты» и в главе 9 «Женская психология»), мы пользовались этой системой
организации материала.
|