идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций. Но это новое целое
качественно отличается от суммы его частей. При благоприятных обстоятельствах у детей рано
начинает формироваться ядро собственной идентичности. Зачастую они вынуждены защищать ее от
вынужденной сверхидентификации с одним или обоими родителями. Эти процессы у пациентов плохо
поддаются изучению, так как невротическая самость быстро становится жертвой сверхидентификаций,
изолирующих юного человека от собственной зреющей идентичности и от окружения (Erikson, 1963, р.
238-241).
Итоги главы
- Эриксоновская модель цикла человеческой жизни состоит из восьми стадий. Она интегрирует
развитие и созревание человеческой личности от рождения до старости.
- Каждая стадия может иметь положительный и отрицательный результат. Развитие личности
продолжается всю жизнь.
- Каждая последующая стадия обусловлена развитием предыдущей; этот процесс схож с
развитием эмбриона.
- Человеческая личность развивается по установленным ступеням или стадиям. Развитие
личности зависит от готовности человека общаться и взаимодействовать с более широким кругом
людей. Каждая стадия системно связана с остальными и должна проходить в заданной
последовательности.
- Каждая стадия характеризуется особым психологическим кризисом и задачей развития. Эта
задача должна быть выполнена, а кризис успешно разрешен для освоения последующей стадии.
- Навыки и способности, необходимые для каждой стадии, развиваются и проверяются в период
кризиса. Этот процесс дает возможность личности развивать новые отношения и навыки. После
успешного разрешения кризиса у человека развиваются большая способность суждения, внутренняя
цельность и способность действовать эффективно.
- Модель Эриксона уделяет особое внимание позитивным атрибутам и способностям,
приобретаемым на каждой стадии. Эти способности и силы считаются врожденными и
характеризуются ощущением позитивной силы и потенциала.
- Каждая стадия это динамическая пропорция между двумя полюсами, например веры и
недоверия. Оба полюса крайности, золотая середина находится в промежутке между ними. Элементы
каждого полюса динамично присутствуют в здоровой личности.
- Концепция идентичности сводит воедино теории когнитивной и эго-психологии. Некоторые
аспекты идентичности включают в в себя чувство индивидуальности, целостности и тождества,
ощущение синтеза и цельности и чувство социальной солидарности.
- Развитие и расцвет ощущения самости и приводит к ощущению идентичности.
- Недостаток нормального чувства идентичности может вызвать враждебное отношение к
существующим ценностям и общественным целям. Трудный подросток, ощущающий неспособность
посвятить себя позитивной социальной роли, может выбрать вместо нее негативную роль.
- Ощущение «я тот, кем хочу быть сам» играет решающую роль в развитии нормального чувства
идентичности.
- Психобиография и психоистория комбинируют методы психоанализа и истории в изучении
частной и коллективной жизни.
Ключевые понятия
Автономия против стыда и сомнения (Autonomy versus shame and doubt). Вторая стадия, на
которой ребенок по-новому взаимодействует с миром, а ощущение независимости растет вместе с
чувством свободного выбора. На этой стадии осваивается сила воли, которая позднее создает базу для
признания взрослым человеком духа справедливости, проявляющегося в социальном институте закона.
|