важным». Единство, целостность и непрерывность, возможно, и составляют правила,
распространяющиеся на большинство личностей, но разрывы, разобщенность и не связанные
фрагменты превращают разнообразие, как в рамках одной личности, так и между различными людьми, в
более прагматическую реальность.
Характеристики мысли
В то время как создатели других теорий, рассматриваемых в данной книге, интересовались в
первую очередь содержанием мысли, Джеймс настаивал на необходимости сделать шаг назад и
постараться понять саму природу мысли. Он утверждал, что, не сделав этого, мы не узнаем, как
функционирует наш разум.
Личностное сознание
Не существует индивидуального сознания, независимого от своего обладателя. Каждая мысль
кому-то принадлежит. Поэтому, говорит Джеймс, процесс мышления и восприятия мысли всегда связан
с личностью, абстрактного индивидуального сознания не бывает. Сознание всегда существует по
отношению к индивидууму; это не бестелесное абстрактное событие. Так, в «Принципах психологии»
(1890) Джеймс утверждал, что для того, чтобы отвечать критерию научности, мы должны
предположить, что «мыслитель есть мышление». Позднее он скажет, что множественная личность, хотя
и не исключая возможности фактического вторжения со стороны другого индивидуума, по большей
части представляет собой различные аспекты нашего собственного расщепленного «я» (Taylor, 1982). В
конце концов Джеймс придет к утверждению, что не существует такой вещи, как сознание, под которым
он понимал, что не существует бестелесного сознания, независимого от индивидуального опыта,
реализующегося во времени и пространстве (James, 1904).
«Единственное, что психология изначально имеет право постулировать, это сам факт мышления»
(James, 1890, vol. 1, p. 224).
Изменения сознания
Одна и та же мысль никогда не приходит дважды. Нам часто случается видеть знакомые
предметы, слышать знакомые звуки, есть одно и то же кушанье казалось бы, все знакомое должно
одинаково воздействовать на наши ощущения, но каждый раз мы воспринимаем знакомые предметы и
явления немного по-другому. То, что на первый, поверхностный взгляд кажется одной и той же
повторяющейся мыслью, на самом деле представляет собой серию переменчивых мыслей. Каждая такая
мысль уникальна, и каждая при этом зависит от предыдущих модификаций первоначальной мысли.
«Часто мы сами поражаемся тому, как изменились наши взгляды. Порой нам трудно поверить,
что всего месяц назад мы могли думать так-то и так-то по тому или другому поводу... С каждым годом
мы все видим в другом свете. То, что казалось призрачным, становится реальным, а то, что волновало
нас, делается безразличным. Друзья, без которых мы не могли жить, стали нам чужими и
неинтересными; а женщины, казавшиеся нам божественными, звезды, леса, моря и озера каким все
это теперь кажется скучным и обыкновенным... а книги? Что такого мистически значительного мы
находили в Гете? Или столь важного для нас в Джоне Милле?» (James, 1890, vol. 1, p. 233).
«Внутри каждого личностного сознания мысль постоянно изменяется» (James, 1890, vol. 1, p. 225).
Джеймс был совершенно прав, утверждая, что главное в сознании это его постоянная
изменчивость; на самом деле сознание просто не может быть другим.
Непрерывность мысли и поток сознания
Понаблюдав течение наших мыслей, мы приходим к кажущемуся парадоксу, что, хотя мысли
постоянно трансформируются, в то же время не менее очевидно, что мы постоянно ощущаем нашу
личностную непрерывность. Джеймс предложил решение: каждая мысль воздействует на последующую.
|