«Каждая новая волна сознания, каждая преходящая мысль знают о том, что им предшествовало;
каждое биение мысли, угасая, передает право собственности на свое ментальное содержание
последующей мысли» (Sidis, 1898, р. 190).
Что сознательно или неосознанно присутствует в любой момент, так это ощущение собственной
личности (однако при этом Карл Роджерс, Л. и Ф. Перлсы, Б. Ф. Скиннер и последователи дзэн-
буддизма из сходных наблюдений делают разные выводы).
Каждая возникающая мысль берет часть своей силы, сфокусированности, содержания и
направленности от предшествующих мыслей.
«К тому же сознание не кажется самому себе разбитым на кусочки. Такие слова, как «цепь» или
«поезд», не дают о нем достаточно правильного понятия... В нем нет каких-то стыков и соединений: оно
течет. «Река» или «поток» вот те метафоры, которые описывают его наиболее естественным образом.
В дальнейшем, говоря о сознании, условимся говорить о нем как о потоке мыслей, потоке сознания или
потоке субъективной мысли» (James, 1890, vol. 1, p. 239).
Поток сознания (stream of consciousness). Метод спонтанного писания, пытающийся
имитировать поток и беспорядочное кишение мыслей, частично возник благодаря учению Джеймса.
Гертруда Стайн (Gertrude Stein), главный представитель этого литературного стиля, была студенткой
Джеймса в Гарварде.
Поток сознания непрерывен. Джеймс (так же, как Фрейд) многие свои идеи относительно
ментальных функций строил на допущении непрерывности мысли. Могут быть какие-то перерывы в
ощущениях и чувствах; на самом деле могут быть перерывы в осознании самого себя и всего
происходящего; но даже когда есть осознанные перерывы в сознании, они не сопровождаются чувством
личностной прерывности. Например, когда вы просыпаетесь утром, вы никогда не задаетесь вопросом:
«Кто это проснулся?» Вы не чувствуете необходимости кинуться к зеркалу, чтобы удостовериться, вы ли
это. Вам не нужно подтверждений того, что вы проснулись с тем же сознанием, с которым легли спать.
Для размышления. Поток сознания
Попытайтесь выполнить одно или все нижеперечисленные упражнения, связанные с потоком
сознания. Чтобы получить от упражнений наибольшую пользу, обсудите полученные данные с другими
студентами.
1. Сидите тихо, и пусть в течение 5 минут ваши мысли блуждают. Потом запишите как можно
больше из того, что можете вспомнить.
2. Позвольте своим мыслям блуждать 1 минуту. Когда минута пройдет, вспомните, какие мысли
были у вас в течение этой минуты. Запишите, если сможете, весь ряд своих мыслей. Здесь приведен
пример подобного ряда:
«Я сделаю это минутное упражнение: карандаш для записи мыслей, на письменном столе есть
карандаши, счета на письменном столе.
Я еще хочу купить весеннюю, обогащенную фтором воду. Йосемитская долина в прошлом году,
по утрам озера замерзают по краям, той ночью «заело» «молнию» на моем спальном мешке, ледяной
холод».
3. Попытайтесь управлять своими мыслями в течение минуты, следите за ними. Запишите эти
мысли.
Правильно ли, с вашей точки зрения, представлять сознание в виде потока? Когда вы пытаетесь
контролировать свои мысли, кажется ли вам, что они действительно находятся под вашим контролем
или продолжают «плавать», переходя от одной идеи к другой или от образа к образу?
---
Как сознание делает отбор: роль «бахромы» (периферии сознания), внимания, привычки и воли
Согласно Джеймсу, главной особенностью сознания является его непрекращающаяся
способность делать отбор (selectivity): «Оно всегда испытывает больший интерес к какой-то одной части
наблюдаемых объектов, чем к другой, что-то оно с удовольствием принимает, что-то отвергает и все
время осуществляет выбор» (1890, vol. 1, p. 284). Что и как выбирает индивид и чем определяется этот
|