выбор именно это является предметом исследования всей остальной части психологии.
«Бахрома» (периферия) сознания. Почти все современные теории сознания приняли модель,
предложенную Фрейдом, согласно которой наша психика делится на две неравные части: сознание и
более сложное и неопределенное подсознание. Независимо от Фрейда Джеймс предложил другой
вариант объяснения того, как приходят и уходят наши мысли. По его мнению, сознание имеет
определенную и более туманную части, или ядро и «бахрому» (периферию) сознания (1890, vol. 1, p. 258-
261).
Обращая на что-то внимание, мы допускаем это в наше сознание, а то, что находится в
подсознании (периферии сознания), это фон или паутина из ассоциаций и чувств, придающие смысл
этому фону. Некоторые общие опыты из области «бахромы» (периферии сознания) включают следующее:
- Чувство чего-то почти известного. Мы говорим: «Это у меня на кончике языка». Мы знаем, что
знаем что-то, но не можем это выразить.
- Сознание того, что находишься «на правильном пути». Исследование групп, ориентированных
на творческое решение проблем, показывает, что тогда, когда группа осознает, что она продвигается по
направлению к решению проблемы, все делается правильно большую часть времени, хотя еще не
всплыло почти никаких элементов реального решения (Gordon, 1961; Prince, 1969).
- Намерение действовать до того, как вы знаете точно, что именно вы собираетесь совершить.
Некоторые люди рассказывают, что, попав в новую для себя обстановку, они «знают», что будут знать,
что им делать, если ситуация будет дальше развиваться.
Вместо того чтобы представлять себе свой разум в виде айсберга с вершиной сознания над
поверхностью «воды» и основной его массой (или подсознанием) под «водой», представьте себе, что
ваше сознание это озеро, а вы находитесь в лодке. Неподалеку от лодки можно разглядеть участки
озера, которые можно назвать периферией сознания («ближней бахромой»); потенциально все озеро
доступно для ваших наблюдений.
Эта модель, изначально основанная на самонаблюдении, была надолго забыта, но сейчас она
вновь используется в когнитивной психологии как альтернативная модель деятельности мозга (Baars,
1993; Gallen & Mangan, 1993; Gopnik, 1993; Mangan, 1993).
«Мозг на каждой стадии своей активности представляет нам одновременно несколько
возможностей. Работа сознания заключается в том, чтобы сравнивать эти возможности друг с другом,
отбирать некоторые из них, а другие игнорировать» (James, 1890, vol. 1, p. 288).
«Разум порождает правду о реальности... Наши умы созданы не для того, чтобы просто
копировать реальность, которая уже завершена. Разум существует для того, чтобы завершать эту
реальность, прибавлять ей значимости, заново создавать ее по-своему, отфильтровывать ее содержание
одним словом, создавать более выразительную форму этой реальности. В сущности, большая часть
наших размышлений направлена на то, чтобы изменить мир» (James in: Perry, 1935, vol. 2, p. 479).
Внимание. До Джеймса философы Джон Локк, Дэвид Юм, Роберт Харли, Герберт Спенсер (John
Locke, David Hume, Robert Harley, Herbert Spenser) и другие считали, что мозг изначально пассивен и что
на него воздействует опыт. Личность тогда развивается прямо пропорционально количеству
полученного разнообразного опыта. Джеймс считал эту идею весьма наивной, а выводы явно
ошибочными. До того как опыт сможет стать действительно опытом, на него следует обратить
внимание. «Мой опыт это то, на что я склонен обратить внимание. Только то из опыта, что я
отмечаю, формирует мой разум без избирательного интереса опыт представляет собой полный хаос.
Только интерес придает особое значение и расставляет акценты, создает свет и тень, задний и передний
план одним словом, разумную перспективу» (1890, vol. 1, p. 402). Хотя возможность делать выбор
ограничена условными привычками, все же можно а для Джеймса это существенно каждое
мгновение принимать реальные, значимые решения.
Интеллект и чувство разумности. Существует два уровня знания: знание, полученное с
помощью непосредственного опыта, и знание, полученное путем абстрактного рассуждения. Джеймс
называет первый уровень знанием знакомства (knowlege of acquaintance) (непосредственное знание).
Это знание сенсорно, интуитивно, поэтично и эмоционально.
«Я знаю, что цвет голубой, когда я его вижу, а вкус груши я узнаю, когда пробую ее; я могу
определить, что поверхность, по которой я провожу пальцем, имеет длину в дюйм; могу осознать
|