Navigation bar
  Print document Start Previous page
 269 of 726 
Next page End  

выбор — именно это является предметом исследования всей остальной части психологии.
«Бахрома» (периферия) сознания. Почти все современные теории сознания приняли модель,
предложенную Фрейдом, согласно которой наша психика делится на две неравные части: сознание и
более сложное и неопределенное подсознание. Независимо от Фрейда Джеймс предложил другой
вариант объяснения того, как приходят и уходят наши мысли. По его мнению, сознание имеет
определенную и более туманную части, или ядро и «бахрому» (периферию) сознания (1890, vol. 1, p. 258-
261).
Обращая на что-то внимание, мы допускаем это в наше сознание, а то, что находится в
подсознании (периферии сознания), — это фон или паутина из ассоциаций и чувств, придающие смысл
этому фону. Некоторые общие опыты из области «бахромы» (периферии сознания) включают следующее:
- Чувство чего-то почти известного. Мы говорим: «Это у меня на кончике языка». Мы знаем, что
знаем что-то, но не можем это выразить.
- Сознание того, что находишься «на правильном пути». Исследование групп, ориентированных
на творческое решение проблем, показывает, что тогда, когда группа осознает, что она продвигается по
направлению к решению проблемы, все делается правильно большую часть времени, хотя еще не
всплыло почти никаких элементов реального решения (Gordon, 1961; Prince, 1969).
- Намерение действовать до того, как вы знаете точно, что именно вы собираетесь совершить.
Некоторые люди рассказывают, что, попав в новую для себя обстановку, они «знают», что будут знать,
что им делать, если ситуация будет дальше развиваться.
Вместо того чтобы представлять себе свой разум в виде айсберга с вершиной сознания над
поверхностью «воды» и основной его массой (или подсознанием) под «водой», представьте себе, что
ваше сознание — это озеро, а вы находитесь в лодке. Неподалеку от лодки можно разглядеть участки
озера, которые можно назвать периферией сознания («ближней бахромой»); потенциально все озеро
доступно для ваших наблюдений.
Эта модель, изначально основанная на самонаблюдении, была надолго забыта, но сейчас она
вновь используется в когнитивной психологии как альтернативная модель деятельности мозга (Baars,
1993; Gallen & Mangan, 1993; Gopnik, 1993; Mangan, 1993).
«Мозг на каждой стадии своей активности представляет нам одновременно несколько
возможностей. Работа сознания заключается в том, чтобы сравнивать эти возможности друг с другом,
отбирать некоторые из них, а другие игнорировать» (James, 1890, vol. 1, p. 288).
«Разум порождает правду о реальности... Наши умы созданы не для того, чтобы просто
копировать реальность, которая уже завершена. Разум существует для того, чтобы завершать эту
реальность, прибавлять ей значимости, заново создавать ее по-своему, отфильтровывать ее содержание
— одним словом, создавать более выразительную форму этой реальности. В сущности, большая часть
наших размышлений направлена на то, чтобы изменить мир» (James in: Perry, 1935, vol. 2, p. 479).
Внимание. До Джеймса философы Джон Локк, Дэвид Юм, Роберт Харли, Герберт Спенсер (John
Locke, David Hume, Robert Harley, Herbert Spenser) и другие считали, что мозг изначально пассивен и что
на него воздействует опыт. Личность тогда развивается прямо пропорционально количеству
полученного разнообразного опыта. Джеймс считал эту идею весьма наивной, а выводы — явно
ошибочными. До того как опыт сможет стать действительно опытом, на него следует обратить
внимание. «Мой опыт это то, на что я склонен обратить внимание. Только то из опыта, что я
отмечаю, формирует мой разум — без избирательного интереса опыт представляет собой полный хаос.
Только интерес придает особое значение и расставляет акценты, создает свет и тень, задний и передний
план — одним словом, разумную перспективу» (1890, vol. 1, p. 402). Хотя возможность делать выбор
ограничена условными привычками, все же можно — а для Джеймса это существенно — каждое
мгновение принимать реальные, значимые решения.
Интеллект и чувство разумности. Существует два уровня знания: знание, полученное с
помощью непосредственного опыта, и знание, полученное путем абстрактного рассуждения. Джеймс
называет первый уровень знанием знакомства (knowlege of acquaintance) (непосредственное знание).
Это знание сенсорно, интуитивно, поэтично и эмоционально.
«Я знаю, что цвет голубой, когда я его вижу, а вкус груши я узнаю, когда пробую ее; я могу
определить, что поверхность, по которой я провожу пальцем, имеет длину в дюйм; могу осознать
Hosted by uCoz