секунду времени, когда она проходит, но о внутренней природе этих фактов и о том, что делает их
такими, какие они есть, я совсем ничего не могу сказать» (1890, vol. 1, р. 221).
Более высокий уровень знания Джеймс называет знанием о (knowlege about) (опосредованное
знание). Это знание интеллектуально, оно сфокусировано, относительно; оно может создавать
абстракции, оно объективно и неэмоционально.
«Когда мы получаем знание о предмете, мы можем сделать больше, чем просто иметь его; нам
кажется, что мы думаем о том, с чем он связан, как с ним обращаться и как воздействовать на него своей
мыслью... Через чувства мы знакомимся с различными вещами, но только наши мысли дают нам
возможность что-то узнать о них» (James, 1890, vol. 1, p. 222).
Различные пути знаний могут привести к разным социальным последствиям.
«Человек, который считал, что он умер, разговаривал со своим другом. Будучи не в состоянии
убедить псевдоумершего в обратном, друг наконец спросил: «Могут ли кровоточить раны на теле
мертвого человека?» «Конечно, нет», ответил человек. Друг взял иголку и уколол его в большой
палец. Палец начал кровоточить. Человек посмотрел на свой палец, затем обратился к другу: «Ну,
видишь? У мертвых тоже течет кровь».»
Почему человек принимает одну рациональную идею или теорию и отвергает другую? Джеймс
считает, что отчасти это эмоциональное решение; мы принимаем именно эту идею, потому что она дает
нам возможность осмыслить факты в более подходящем эмоциональном ключе. Джеймс описывает это
эмоциональное удовлетворение как «сильное чувство покоя, тишины, отдыха. Чувство
самодостаточности настоящего момента, его безусловности это отсутствие необходимости как-то
объяснять его, отчитываться за него или оправдывать его это то, что я называю чувством
рациональности (sentiment of rationality)» (1948, p. 3-4). Прежде чем человек примет какую-то теорию
(например, любую из теорий, изложенных в этой книге), должны быть удовлетворены два отдельных
набора требований. Во-первых, теория должна быть интеллектуально приятной, последовательной,
логичной и т. д. Во-вторых, она должна быть эмоционально приятной; она должна давать нам
возможность думать или действовать таким образом, какой мы считаем лично приемлемым и
удовлетворяющим.
Вспомним, как мы ищем совета. Если бы вы захотели больше узнать о воздействии курения
марихуаны, к кому бы вы обратились за этим?
Можете ли вы предсказать, какую информацию вам дадут и какие предложения сделают ваши
родители, друзья, которые не курят марихуану, друзья, которые сами ее курят, или те, кто продает
марихуану, кто-нибудь из духовенства, офицер полиции, психиатр или член совета колледжа? Видимо,
вы сможете предсказать, какого рода информацию каждый из названных персонажей мог бы вам
предложить, а также свою готовность принять эту информацию.
Часто мы сами не сознаем, почему принимаем то или иное решение. Нам нравится верить, что
мы можем принимать решения, всецело основанные на рациональности мышления. Тем не менее в
процесс вступает другая критическая переменная: желание найти факты, которые помогут разрешить
нашу эмоциональную неразбериху, факты, которые сделают нас спокойнее. Чувство разумности
вовлекает эмоционально окрашенную идею до того, как мы можем приступить к делу принятия
решения.
Привычка. Привычки это действия или мысли, которые, по-видимому, являются
автоматическими реакциями на данный опыт. Привычки отличаются от инстинктов тем, что их можно
создавать, видоизменять или сознательно искоренять. Они полезны и необходимы. «Привычка
облегчает движения, необходимые для получения данного результата, делает их более точными и
уменьшает усталость» (James, 1890, vol. 1, p. 112). В этом смысле привычки являются одной из
составляющих при приобретении навыков. С другой стороны, «привычка уменьшает то сознательное
внимание, с которым совершаются наши действия» (1890, vol. 1, р. 114). Выгодна или нет реакция на
привычку зависит от ситуации. Изъятие внимания при совершении действия делает это действие
более легким для выполнения, но его нельзя изменить.
«Кто может дать ответ, что лучше жить или понимать жизнь?» (James, 1911).
«Дело в том, что и наши добродетели, и наши пороки являются привычками. Наша жизнь, хотя и
имеет определенную форму, все же в основном состоит из привычек практических, эмоциональных,
|