как вы знаете, употребляют ученые. Вы колеблетесь так долго, что чувствуете, как силы оставляют вас,
вы дрожите, вы в отчаянии, и в этот момент вы катитесь в пропасть... Вы создаете ту или другую
вселенную, которая истинна вашей верой или вашим неверием» (James, 1896, р. 59).
Это основной пример к идее Джеймса о том, что намерение может взять верх над объективной
реальностью и привести к более благоприятному исходу, чем было бы в противном случае.
Укрепление воли. Развитие сильной воли было особой заботой Джеймса, и этот вопрос
продолжает волновать современных психологов. Джеймс понимал, что не всегда легко сделать то, что
хочется. Он предлагал легкодоступный метод для достижения цели, который заключался в выполнении
ненужной задачи каждый день.
«Проявляйте терпение при выполнении мелких, не очень нужных заданий, что-нибудь подобное
выполняйте каждый день только потому что это трудно вам дается, делайте это для того, чтобы, когда
наступит крайняя нужда, вы не оказались бы нетренированными, неподготовленными, неспособными
устоять перед испытанием... Человек, который ежедневно приучал себя к сосредоточенному вниманию,
к энергичному волевому устремлению, не щадил себя при выполнении ненужных заданий, этот
человек устоит, как башня, когда вокруг все колеблется, а более слабые смертные будут сметены, как
солома по ветру» (1899 а, р. 38).
Важно не действие само по себе, а важна способность совершить его, несмотря на его
ненужность.
Тренировка воли. В укрепление произвольного внимания входит тренировка воли. Развитая
воля позволяет сознанию обращать внимание на идеи, ощущения и чувства, которые необязательно
приятны или желанны вам, а напротив, могут оказаться сложными или даже болезненными.
Попытайтесь, к примеру, представить, что вы едите вкусное любимое блюдо. Удерживайте эти
образы и ощущения в своем мозгу не менее 20 секунд. Возможно, такое задание покажется вам не очень
трудным. А теперь через 20 секунд представьте, что вы порезали палец бритвой. Отметьте, как ваше
внимание разбегается в разных направлениях, как только вы представили себе, что вам больно, цвет и
влажность вашей собственной крови, а также смесь страха, ощущения приятного вкуса и отвращения.
Только волевой акт способен удержать вас от инстинктивного желания уклониться от проведения этого
эксперимента.
«Основная задача образования заключается в том, чтобы сделать нашу нервную систему
союзником, а не врагом. Это поможет нам приобрести знания, выгодно приложить их и привольно
жить благодаря накопленным знаниям. Для этого как можно больше полезных действий должны
поскорее стать для нас привычными и автоматическими. При этом мы должны внимательно следить за
тем, чтобы не ступить на путь, который может привести к неудаче» (James, 1899 а, р. 34).
«Бесполезная задача» иллюстрирует другой аспект проблем тренировки воли, который связан с
природной склонностью сознания блуждать. Если индивид не разовьет в себе способности к учебе,
содержание изучаемого не будет иметь большого значения.
Отказ от проявления воли. В некоторых случаях лучше не укреплять волю, а отказаться от
волевых усилий и позволить внутренним переживаниям подавить волю. При исследовании духовных
состояний Джеймс обнаружил, что в подобные моменты управление берут на себя другие аспекты
сознания. Воля обязательно должна привести «индивида к полному желанному единению; [однако]
кажется, что самый последний шаг должен быть предоставлен другим силам и выполнен без помощи
воли» (James, 1902/1958, р. 170). Под полным единением Джеймс имеет в виду состояние, при котором
кажется, что все грани личности находятся в гармонии друг с другом и человек воспринимает
внутренний и внешний мир как одно целое. Преодоление ограничений, мистическое единение,
космическое или объединенное сознание вот некоторые из терминов, которые применяются при
описании этого преображенного состояния. При этом состоянии личность перестраивается таким
образом, что содержит в себе больше, чем воля, больше, чем индивидуальность. Она осознает себя
частью более обширной системы, а не единственного, ограниченного временем сознания.
Для размышления. Бесполезное задание
Чтобы понять, как с виду бесполезное задание может помочь укрепить волю, попробуйте
следующее упражнение.
|