Возьмите коробок спичек, скрепок для бумаг, кнопок или тому подобного. Положите коробок на
стол перед собой. Откройте его. Достаньте имеющиеся там предметы один за другим. Затем закройте
коробок. Откройте его снова. Положите один за другим все предметы обратно в коробок. Закройте его.
Повторяйте этот цикл в течение 5 минут.
Опишите, какие чувства вызывает у вас это упражнение. Обратите особое внимание на то, по
каким причинам вам не хочется выполнять эту задачу.
Если вы будете выполнять это задание несколько дней подряд, каждый раз у вас станут
появляться все новые причины, чтобы его бросить. Сначала вам трудно выполнять то, что положено, но
постепенно будет все легче и легче. Кроме того, у вас появятся ощущение собственной силы и
способность к самоконтролю.
Причины, которые будут приходить вам в голову, чтобы не выполнять упражнение, отчасти
представляют собой отражение тех элементов вашей личности, которые подавляют вашу волю. И только
волевой акт вы можете противопоставить всем этим многочисленным (и веским) причинам. Нет ни
одной «серьезной причины» продолжать это «бесполезное» упражнение, кроме принятого вами решения
делать его.
---
Динамика: силы, поддерживающие и ограничивающие личное развитие
Джеймс был убежден, что основное качество, заложенное в человеке, это стремление к
повышению своего благосостояния. В своих лекциях и статьях Джеймс проводит мысль о том, что
осознанность может привести к самоконтролю и что контролируемое сознание всегда улучшает качество
человеческой жизни.
Психологический рост. Эмоции и прагматизм
Джеймс отрицал абсолюты, такие, как Бог, Истина или другие идеальные понятия, и очень
высоко ценил личный опыт особенно когда человек находит средства для самосовершенствования. В
работах Джеймса красной нитью проходит мысль, что личная эволюция возможна и что у каждого
человека имеется врожденная способность изменять свое отношение к происходящему и собственное
поведение.
Эмоции
Согласно теории эмоций ДжеймсаЛанге, эмоции связаны с телом обратной биологической
связью. Теория называется так потому, что датский психолог Карл Ланге (Carl Lange) опубликовал
теорию, подобную джеймсовской, примерно в одно время с Джеймсом (Koch, 1986). Это биологическая
теория эмоций, в которую включается и психологический компонент. Джеймс говорит, что мы сначала
воспринимаем ситуацию, которая вызывает у нас инстинктивную физическую реакцию, а уже потом
приходит эмоция (т. е. печаль, радость, удивление). Эта эмоция основана на узнавании физических
ощущений, а не на самой ситуации.
Если бы не чисто физические беспокойства, мы, вероятно, не столько ощущали бы страх, сколько
разумом оценивали ситуацию как опасную; не удивлялись бы, а холодно признавали, что объект может
поразить воображение. Один энтузиаст (сам Джеймс) пошел в этом вопросе еще дальше, утверждая, что
мы чувствуем печаль, потому что плачем, и ощущаем страх, потому что убегаем, а не наоборот (1899а, р.
99).
Кажется, что данная интерпретация эмоции резко противоречит привычной концепции.
Большинство из нас уверены, что мы сначала воспринимаем ситуацию, чувствуем, что происходит, а
уже затем у нас проявляются физические реакции на происходящее: мы смеемся, плачем, скрежещем
зубами, убегаем и т. д. Если Джеймс прав, то нам следует ожидать, что эти различные физические
реакции приведут к разным эмоциям. Данные о том, что обратная сенсорная связь вносит свой вклад в
|